«Баховские коллекции» фестиваля Bach-fest

27 февраля 2024
27 февраля, 2024

С 1 по 31 марта в уральском регионе будет проходить XIII фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха — Bach-fest. В этом году он посвящён баховским «коллекциям по случаю» — музыке, имевшей, по мнению композитора, особое предназначение. Они представлены в десяти фестивальных концертах, которые состоятся в Свердловской филармонии и впервые — в Муниципальных органных концертных залах Свердловской области, открытых в сентябре 2023 года. 

В течение всей жизни Иоганн Себастьян Бах, время от времени менявший место работы, переезжая из одного немецкого города в другой, писал музыку в заданных жизнью условиях, опираясь на доступные ему в тот момент инструменты и исполнительские силы. Ни одно из его сочинений не возникало случайно, каждое было практически ориентированно и создавалось с полной отдачей. 

Часть произведений писалась Бахом для церкви, что-то — для домашнего музицирования или для обучения собственных детей. В баховском наследии можно встретить пьесы по случаю, для развлечения, в честь или в память о каких-то людях и даже для «доброго сна». Особого внимания заслуживает музыка, в которой Бах не только раскрыл свой композиторский и исполнительский талант, но где он употребил все свои знания, всё отшлифованное годами мастерство. В каждом из названных направлений можно выделить так называемые «баховские коллекции» — наиболее показательные и востребованные сочинения.

Баховские коллекции на фестивале представят три оркестра, хор и солисты. Впервые участником проекта станет Оркестр старинной музыки «Pratum Integrum» — его выход состоится в финале Bach-fest, где прозвучат выдающиеся инструментальные концерты Баха, Генделя и итальянских мастеров (31 марта). А откроют фестиваль в Екатеринбурге солисты «Pratum Integrum» — Ольга Ивушейкова (флейта траверсо), Филипп Нодель (гобой) и Александр Гулин (виолончель). Совместно с певцами Фонда Collegium Musicum Людмилой Фраёновой (сопрано, скрипка), Анастасией Бондаревой (меццо-сопрано), Михаилом Нором (тенор) и Владимиром Красовым (бас), а также Уральским филармоническим оркестром и Симфоническим хором Свердловской филармонии под руководством Алексея Доркина, они представят премьеры двух баховских кантат (1 марта).

21 марта, в День рождения Иоганна Себастьяна Баха, состоится органная дуэль между солисткой Концертного зала «Зарядье» Ладой Лабзиной и другой московской органисткой, несколько лет проработавшей в Германии, Натальей Ужви. «Леди органа» представят сочинения барочного гения и исполнят собственные импровизации на баховские темы. Этот концерт откроет весеннюю серию концертов-дуэлей, посвящённых полувековому юбилею «Короля инструментов» Свердловской филармонии. 

Программы «Дворцовая музыка Баха» (9 марта) и «Десять главных органных шедевров» (16 марта) представит арт-директор фестиваля — органист Свердловской филармонии Тарас Багинец. Жители Талицы, Первоуральска, Белоярского и Туринска, которые впервые присоединятся к аудитории фестиваля, услышат в его исполнении «Хит-парад баховских шедевров» (10, 18, 29 и 30 марта).

Третий год подряд в Bach-fest участвуют солисты и ансамбли Уральской специальной музыкальной школы (десятилетки). Под управлением маэстро Вольфа Усминского Камерный оркестр юных музыкантов «Лицей-камерата» сделает своё музыкальное приношение Баху (29 марта). 

Bach-fest-2024 позволит иначе взглянуть на творчество Иоганна Себастьяна Баха, поможет слушателям представить композитора в самых разных жизненных ситуациях, и вслед за гением, извлечь из нотного шкафа «тот самый шедевр», который Бах 300 лет назад заготовил «по случаю».

29 февраля в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства состоится презентация «Баховских коллекций» фестиваля и их тематических пересечений с историей камнерезного дела. Воплощение смыслов, заключённых в музыке Баха, можно будет найти в произведениях, выполненных из декоративных пород твердого камня в основной экспозиции Музея, который в этом году выступает партнёром Bach-fest.

Другие новости

Изменения в афише
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!