Николай Мясковский. Возвращение
Николай Мясковский входит в тройку признанных советских классиков, наряду с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым. Первый считал его «крупнейшим после Малера симфонистом ХХ века». Второй видел в нем музыкального философа, писавшего «мудрую, страстную и самоуглублённую» музыку.
В своём творчестве Мясковский соединил разорванную революцией связь прошлого и настоящего отечественной культуры. Средоточием самых заветных мыслей, смелых исканий и естественной формой высказывания, в которой нашли отражение сложные отношения с окружающим его миром, стал для него жанр симфонии.
Исполнение своих симфонических произведений Мясковский доверял избранным дирижёрам. В числе немногих были Константин Сараджев и Александр Гаук – наставники первых дирижёров Уральского филармонического оркестра (Симфонического оркестра Свердловской филармонии) Марка Павермана (выпускник Московской консерватории 1930 года, класс К. Сараджева) и Александр Фридлендер (выпускник Ленинградской консерватории 1933 года, класс А. Гаука).
1.Марк Паверман и Николай Мясковский
Основатель Симфонического оркестра Свердловской филармонии Марк Паверман был лично знаком с Николаем Мясковским. «Будучи разносторонне образованным музыкантом, прекрасно владеющим классическим репертуаром, Паверман особенно должен цениться как превосходный исполнитель и горячий пропагандист советской музыки», – считал композитор. В 1939 году Марк Израилевич присутствовал на московской премьере Скрипичного концерта Мясковского, после которой вместе с коллегами поздравлял автора.
2. Музыка Мясковского в первые сезоны
Музыка Мясковского впервые прозвучала в Свердловской филармонии в октябре 1937 года. Это была 16-я симфония, которой дирижировал Абрам Стасевич. В довоенный период в репертуар Симфонического оркестра Свердловской филармонии входили 16, 18, 21 симфонии, Скрипичный концерт. В одном из последних концертов мирного времени звучала «Приветственная увертюра», а в феврале 1945 года состоялось первое исполнение в Свердловске 24 Симфонии.
3. Прошлое и настоящее
Имя Николая Мясковского связано с деятельностью Уральского струнного квартета (1950-1989). Его «золотой» состав объединял концертмейстеров струнной группы Свердловского государственного симфонического оркестра Льва Мирчина, Льва Тышкова, Георгия Терю и Герца Цомыка. За годы работы квартет дал свыше 2500 тысяч концертов в СССР и за рубежом, записал более 100 программ на Всесоюзном и Свердловском радио, участвовал в съёмках четырёх телефильмов.
В XXI веке их дело продолжили артисты Уральского академического филармонического оркестра, представители уральской струнной школы: Александр Зинченко (1-я скрипка), Юлия Максимова (2 скрипка), Владимир Зинченко (альт), Алексей Кудинов (виолончель). В марте 2021 года их ансамблю, ведущему концертную деятельность с 2011 года, будет присвоено имя Николая Мясковского.
4. Композиторы «круга Мясковского»
Наряду с сочинениями Николая Мясковского, в концертном зале Свердловской филармонии звучали произведения его современников: друга Сергея Прокофьева, учителя Рейнгольда Глиэра, коллеги по Московской консерватории Николая Ракова, соучеников по консерватории Бориса Тищенко и Ивана Дзержинского, а также Вано Мурадели, Дмитрия Шостаковича, Виссариона Шебалина, вместе с Мясковским названных в Постановлении ВКП(б) 1948 года, как авторы музыки «чуждой советскому народу».
5. Глиэр, Мясковский и Прокофьев
Николай Мясковский начинает свой творческий путь в 1900-е годы. К поступлению в консерваторию его готовил Рейнгольд Глиэр. Одним из ярчайших впечатлений этих лет молодой композитор называет посещение им репетиции Сергея Рахманинова. Именно там он впервые встречается с Сергеем Прокофьевым – «мальчиком лет одиннадцати в обычной гимназической куртке».
6. Композитор и друг
Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, Сергей Прокофьев и Николай Мясковский сдружились и продолжали общение до последних дней жизни Николая Яковлевича. Мясковский был едва ли не единственным человеком, к которому Прокофьев относился с почтением и безграничным доверием. К концу 1940-х, пройдя немало испытаний, они поняли, что их взаимоуважение и внимание друг к другу – самое ценное достижение в жизни. Конечно, после творчества.
7. Основатель московской композиторской школы
Николая Мясковского по праву называют «основателем московской композиторской школы». Более 30 лет он преподавал в Московской консерватории, выпустив свыше 80 учеников. Многих композиторов ХХ века можно считать его музыкальными «детьми» или «внуками». «Творите неустанно!» — призывал их Мясковский.
Какими бы разными не были его воспитанники, все они отличались фанатичным трудолюбием, которое преодолевало всё. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из его учеников нашёл свой стиль, жанр, интонацию и свой путь к слушателю.
В Свердловской филармонии также звучали сочинения выпускников «класса Мясковского»: Варвары Гайгеровой, Арама Хачатуряна, Бориса Шехтера, Владимира Юровского, Бориса Чайковского, Дмитрия Кабалевского, Сергея Разоренова, Андрея Эшпая, Карена Хачатуряна, Германа Галынина, Николая Пейко, Бориса Гибалина …
8. Мясковский и ученики
«Николай Яковлевич учил нас музыке, учил культуре композиторского труда и попутно связывал все это со многими явлениями в классическом и современном искусстве», – вспоминал Арам Хачатурян. Его племянник, Карен Хачатурян, тоже учившийся у Николая Мясковского, сохранил воспоминания о последних днях Учителя:
«Окна в комнате были закрыты, был полумрак, и, войдя с улицы, я не сразу заметил Николая Яковлевича. “Карен, — произнес Николай Яковлевич, — я здесь”. Я подошел к нему и взял его за руку. Рука была тонкая, как спичка. Я невольно отдернул свою руку, а Николай Яковлевич сказал:
— Что? Испугались?
— Николай Яковлевич, — сказал я, — Вы очень похудели.
— Всё, дорогой, всё, — ответил Мясковский».
9. Мясковский и ученики. Продолжение
В 1929 году Московскую консерваторию у Николая Мясковского оканчивает Дмитрий Кабалевский. В 1938 году в Свердловске с большим успехом проходит его авторский концерт, где в исполнении автора звучал Второй фортепианный концерт.
В период Великой Отечественной войны Кабалевский вместе с Союзом композиторов был эвакуирован в Свердловск, и преподавал в Уральской консерватории, а начиная с 1956 года, неоднократно приезжал с авторскими концертами.
10. Начало уральской композиторской школы
Первым выпускником Уральской консерватории по классу композиции стал Борис Гибалин. Окончив консерваторию с отличием, он, по совету Р. Глиэра, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Николая Мясковского. К 100-летию со дня рождения Учителя Гибалин написал симфоническую поэму «Посвящение», исполненную в Свердловске 8 апреля 1981 года под управлением Андрея Чистякова.
Так же, как и Мясковский, Гибалин посвятил себя преподавательской деятельности. В числе выпускников Бориса Дмитриевича – известный уральский композитор Сергей Сиротин, а среди консерваторских педагогов – основоположник уральской композиторской школы Виктор Трамбицкий, у которого позже учились Владислав Казенин и Вадим Биберган.
11. Искусство нового времени
«Помимо произведений русской и западноевропейской классики в репертуаре оркестра, с самого начала его концертной деятельности, была широко представлена советская музыка, – читаем в филармонической хронике 1960-х годов. – Новые симфонии Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хачатуряна, Трамбицкого и других советских авторов неизменно находили чутких истолкователей в лице артистов молодого свердловского оркестра. Это внимание к новым произведениям советских авторов помогало установлению тесных личных контактов с композиторами СССР».
Свердловские премьеры произведений советских композиторов нередко звучали в авторском исполнении или же доверялись музыкантам – её чутким интерпретаторам: Эмилю Гилельсу, Давиду Ойстраху, Льву Оборину, Юлиану Ситковецкому, Михаилу Фихтенгольцу, Мстиславу Ростроповичу, Святославу Кнушевицкому, Анатолию Ведерникову, Якову Флиэру, Лазарю Берману, Наталье Шаховской…
12. Репертуар первых гастролей
Музыку современных авторов Симфонический оркестр Свердловской филармонии активно включал и в гастрольные программы. Летом 1951 года он впервые выступал в Москве, где представил сочинения уральских композиторов. Спустя четыре года коллектив вновь побывал в столице с программой музыки Дмитрия Кабалевского, Николая Пейко, Виталия Гевиксмана, Рейнгольда Глиэра.
13. Новое искусство «Уральских самоцветов»
В 1960-е годы Свердловская филармония инициировала создание Свердловского областного музыкального фестиваля «Уральские самоцветы», где исполнялись премьеры сочинений советских композиторов: «Сны революции» Владимира Рубина, «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича, «Весенняя кантата» Георгия Свиридова, и проходили авторские концерты композиторов Владимира Юровского и Андрея Эшпая. С 1964 по 1973 годы в Свердловске прошло шесть таких фестивалей.
В наши дни традицию «Уральских самоцветов» продолжает Международный музыкальный фестиваль «Евразия», в программе которого много новой музыки и обязательно звучит произведение, созданное по заказу Уральского академического филармонического оркестра. С 2006 года Свердловская филармония проводит Открытый конкурс композиторов на создание симфонической музыки для детей «Петя и Волк», итоги которого, традиционно, оглашаются на Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.
14. Масштабная премьера
В 1961 году в Свердловске под управлением Марка Павермана прозвучала «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. Впервые в РСФСР она была исполнена «расширенным составом», собрав более 500 музыкантов на одной сцене: Свердловский симфонический оркестр под руководством Марка Павермана, Республиканскую русскую хоровую капеллу, объединённый хор коллективов Свердловска, состоящий из хоров Государственного университета, Уральской консерватории, Уральского политехнического института и городского молодёжного хора. На премьере оратории присутствовал сам автор.
15. Фестивали современного искусства
«Трудно назвать хотя бы одно значительное произведение советских композиторов, которое не было бы исполнено оркестром», – отмечал в 1971 году художественный руководитель Свердловской филармонии Владимир Демьяненко. В то время в филармонических сезонах звучали произведения композиторов всех союзных республик, а Симфонический оркестр Свердловской филармонии называли «творческой лабораторией советского симфонизма на Урале». Но и после распада СССР, интерес к новой музыке не угас. Знаменательным для филармонии стал 1990 год, когда состоялся Первый фестиваль, посвящённый творчеству Софии Губайдуллиной. Вслед за ним последовали проекты, связанные с музыкой Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Гии Канчели…
В XXI веке эту традицию продолжили монографические фестивали нового времени. В их числе – проект «Мясковский. Диалоги», посвященный 85-летию Свердловской филармонии и возвращающий к памятным страницам истории одной из старейших концертных организаций страны.