56. Симфония радости

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 17:15, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр
Пушкинская карта

Откройте бесконечные горизонты мира с настоящим романтиком, готовым обнять всё живое!

Концерт в одном отделении (50 минут).

Описание

Франц Шуберт (1797–1828) мог быть лирическим и трагичным, умел проникать вглубь человеческой души, но умел и по-детски беззаботно радоваться жизни – именно эта сторона его натуры проявилась в Третьей симфонии. Это произведение, над которым 18-летний композитор работал всего около недели, явилось своего рода симфонией венского музыкального быта. Она полна песенных и танцевальных мелодий, будто подслушанных композитором на улицах Вены и звучащих во всей своей простоте и безыскусности. 

Главная тема первой части (задорная реплика кларнета) близка австрийским народным наигрышам. Традиционную медленную часть Шуберт заменяет подвижным Allegretto, где обаятельная начальная тема сменяется бойкой «уличной песенкой», напоминающей популярный в то время немецкий танец «Трубочист». Третья часть – энергичный менуэт, в среднем разделе которого мелодия дышит сельской простотой и сходна с народным танцем лендлер. Финальное Presto – пятиминутное погружение с головой в безумный, но добродушный мир темпераментной итальянской тарантеллы. Третья симфония была впервые опубликована лишь в 1884 году, с этого момента и началась её исполнительская судьба.

Карл Мария фон Вебер (1786–1826) был выдающимся немецким композитором, дирижёром, пианистом и музыкальным критиком. Обращаясь в своём творчестве к самым разным инструментам, особое пристрастие он питал к кларнету с его тёплым, богатым оттенками звучанием. Концерт № 2 для кларнета с оркестром композитор написал в возрасте 25 лет, будучи уже автором четырёх опер и подумывая о замысле новой – «Вольного стрелка», в которой тембр кларнета станет носителем колдовского начала. 

Концерт создавался для известного кларнетиста своего времени Генриха Бёрмана. Общение с ним помогло Веберу вникнуть в технические потенциал инструмента, в частности, задействовать все регистры, включая низкий (прежде к нему обращались достаточно редко). Примечательно, что в своём концерте Вебер остаётся оперным композитором: солист доминирует в соотношении с оркестром, как центральный персонаж «театрального действа», а в медленной части у него даже возникает подобие оперного речитатива. По-оперному ярко – с выразительными динамическими и регистровыми контрастами – звучит и оркестр.

Концерт состоит из трёх частей. Подвижная первая (Allegro) содержит немало виртуозных моментов в партии солиста. Контрастирует ей вторая, названная композитором Романс. Кларнет здесь демонстрирует вокальную фразировку и гибкую динамику, в которой фортиссимо порой быстро сменяется пиано. Третья часть (Alla polacca) выдержана в духе блестящего концертного полонеза. Она в особенности требует от солиста изощрённой техники и уже на протяжении двух веков входит в классический репертуар кларнетистов. 

Программа концерта

  • Вебер. Концерт № 2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор
  • Шуберт. Симфония № 3 ре мажор