58. Посвящение Адель

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 17:30, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Мы ищем идеи для подарков, а вот что принято было дарить хозяйкам музыкальных салонов, которые, к тому же, блестяще играли на виолончели!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Блестящие молодые музыканты Екатерина Мечетина, Елена Таросян и Дмитрий Прокофьев – воспитанники знаменитых профессоров Московской консерватории, с ранних лет вошедшие в мир престижных конкурсов и концертных турне, – представляют программу, посвящённую творчеству Роберта Шумана дрезденского периода. 

Шуман проживал в Дрездене в 1844–1850 годах, и примерно треть из всех его произведений написана в этом городе. Часть из них относится к типу Hausmusic – домашней музыки. Фортепиано тогда было почти в каждом доме, к нему могли добавляться любые солирующие инструменты, и у всех находилось время для домашнего музицирования. В число таких сочинений, предназначенных для исполнения в семейном и дружеском кругу, входят «Пять пьес в народном духе» (ор. 102), Три романса для гобоя и фортепиано (op. 94) и «Фантастические пьесы» (op. 73) – все три цикла были созданы Шуманом в 1849 году.

«Пять пьес в народном духе» исполнялись такими известными виолончелистами XX века, как Пабло Казальс, Мстислав Ростропович, Миша Майский, Антонио Менезес, Антонио Янигро, Даниэль Мюллер-Шотт, Йо-Йо Ма. Впервые же этот цикл прозвучал на домашнем концерте в июне 1850 года при участии Клары Шуман и Андреса Грабау – лейпцигского виолончелиста, участника струнного квартета, впервые исполнившего многие камерные произведения Шумана. Именно ему «Пять пьес» и посвящены. Начальная композиция цикла носит название «Vanitas vanitatum», что в переводе с латыни означает «Суета сует», и содержит ремарку «Mit Humor» («с юмором»).

Три романса для гобоя и фортепиано были написаны в качестве рождественского подарка для Клары в декабре 1849 года. Шуман задумал их как несложные пьесы, которые могут быть убедительно исполнены гобоистами-любителями, а также предполагал возможность их звучания на скрипке или кларнете. Преобладающее настроение цикла – элегическое спокойствие; второй романс помечен как «Einfach, innig» («просто, интимно»). 

«Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано первоначально назывались «вечерними» – они создавались для домашнего музыкального вечера, и первыми их исполнителями стали Клара Шуман и дрезденский кларнетист Иоганн Котте. Позднее композитор изменил название – определение «фантазии», «фантастический» вообще очень нравилось ему. Ныне это цикл включают в свой репертуар также скрипачи, виолончелисты и гобоисты. Заключительная третья пьеса, самая яркая и эффектная, имеет авторскую ремарку «живо, с огнём». 

«Сказочные картины» для альта и фортепиано (1851) были написаны Шуманом уже в Дюссельдорфе. Композитор понимал «сказочность», прежде всего, как синоним воображения и фантазии, как причуды романтического чувства, рождённые явью и сновидениями. Этот цикл он посвятил немецкому скрипачу, альтисту и дирижёру Йозефу фон Василевскому, который в то время был помощником Шумана, служившего в должности городского директора музыки. 

Фортепианное трио № 1 ре минор (1847) относится к дрезденскому периоду в жизни Шумана. Его рождение было связано со стремлением композитора создать «репертуарное» сочинение, которое будет доступно широкой публике и в то же время выигрышно для выступлений Клары. 

Трио стало одним из самых драматичных, интимных и взволнованных высказываний композитора. Оно органично сочетает в себе классическую 4-хчастную композицию с романтической поэмностью, а неоднократное использование полифонии говорит о Шумане как преемнике традиций немецкого барокко и Баха. Жизнь с её суровым драматизмом и мольба о любви, о красоте – так можно истолковать контраст двух основных тем первой части. Главный образ второй части, энергичного скерцо, – неуклонное стремление. Третья часть – широкая лирическая «ария без слов», постепенно переходящая в дуэт скрипки и виолончели. В «огненном» финале романтический «жар души» переливается в кипение праздничных чувств. 

Программа концерта

  • Шуман. Пьеса № 2 из цикла Пять пьес в народном духе, op. 102
  • Шуман. Пьеса № 3 из цикла «Сказочные картины», op. 113
  • Шуман. Пьеса № 2 из цикла Три романса для гобоя и фортепиано, op. 94
  • Шуман. Пьеса № 3 из цикла «Фантастические пьесы», op. 73
  • Шуман. Фортепианное трио № 1 ре минор, op. 63