Новая версия Третьей Рахманинова — абсолютная победа

Новая версия Третьей Рахманинова — абсолютная победа

Рецензия на диск:
Рахманинов. Симфония № 3; Равель. «Вальс»
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Fuga Libera (Бельгия) FUG 821 (2024)

Опубликовано в журнале American Record Guide (США), январь 2025

 

Хотя Уральский филармонический не особенно известен в наших краях, это российский коллектив с долгой историей, основанный в 1936 году, с 1995 года работающий под руководством Дмитрия Лисса. Его штаб-квартира располагается в Екатеринбурге (бывшем Свердловске), к востоку от Уральских гор, примерно в 1100 милях к востоку от Москвы. Большинство записей оркестра, по крайней мере, тех, что доступны на Западе, включают сочинения таких композиторов, как Чайковский, Прокофьев или Рахманинов. Это превосходный коллектив, играющий с характерной для российских оркестров страстностью и богатством звучания. 

Третья симфония, написанная Рахманиновым через 30 лет после Второй, – одно из последних произведений композитора. Ее премьера в 1936 году с Филадельфийским оркестром под управлением Стоковского вызвала некоторое неодобрение, в основном, видимо, из-за всеохватного романтизма композитора (как и в «Вариациях на тему Паганини» 1934 года, всего двумя годами ранее), который тогда не был распространен. В этом произведении действительно нет завораживающих мелодий, как, скажем, во Второй симфонии; оно может показаться несвязным, и потому можно легко понять его первоначальное неприятие. Однако с годами эта симфония приобрела лучшую репутацию – как мощное русское произведение, написанное композитором, который находился в изгнании после русской революции вплоть до самой смерти, постигшей его не иначе как в Беверли-Хиллз! Поначалу Третья может показаться немного сложной, и, тем не менее, это значительное произведение, с которым стоит познакомиться.

Уральский филармонический оркестр исполняет это сочинение довольно часто, что заметно по прекрасному ощущению актуальности и эмоциональности, возможным лишь при глубоком освоении произведения. Симфония, в которой критики не видели цельности, движется под управлением Дмитрия Лисса с чувством неотвратимости и целеустремленности. Даже медленная часть, внутри которой заключено скерцо, кажется надлежащей и логичной. Добавьте к этому превосходный звук, и вы получите абсолютную победу.

«Вальс» Равеля, по-видимому, рисующий закат жанра вальса и всей породившей его эпохи XIX века, как нельзя лучше сочетается с этой симфонией, тоже по-своему оплакивающей крушение прежней, дореволюционной России.

Существуют прекрасные записи Третьей симфонии под руководством Слаткина, Превина и Гергиева. Я, безусловно, включаю сюда и Лисса. Также, после одной из этих недавних записей, я бы посоветовал послушать и версию Стоковского. После дирижирования премьерой 1936 года он не брался за эту симфонию до 93 лет и записал ее в 1975 году. Запись все еще доступна на EMI (M/A 1999).

 

Пол Олтхаус
Перевод Юлии Григорьевой

Источник: American Record Guide

Афиша
Мои билеты
Корзина
Профиль
Войти в личный кабинет
или зарегистрироваться
или
Личный кабинет
вход в аккаунт user@sgaf.ru, используйте пароль, указанный при регистрации
Восстановление пароля
Инструкция по восстановлению пароля будет выслана на ваш email
Восстановление пароля
Введите код из письма и задайте новый пароль
Регистрация
пользователь с логином user@sgaf.ru не найден, проверьте свои данные или зарегистрируйтесь
и согласиться на обработку персональных данных и с политикой конфиденциальности
Подтверждение регистрации
Введите код из письма, чтобы подтвердить аккаунт
Билеты к оплате
Скидка Лиги друзей
-500 ₽
5 билетов на
30 000 ₽