Третья сюита для оркестра Чайковского — в Ганновере или Екатеринбурге

Третья сюита для оркестра Чайковского — в Ганновере или Екатеринбурге

Рецензия на диски:

Пётр Чайковский. Сюита для оркестра № 3. Николай Черепнин. «Принцесса Грёза», симфонический прелюд. Николай Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Филармонический оркестр Северогерманского радио / Станислав Кочановский. Пояснительный текст на французском, английском и немецком языках. 65 min 18 s. Harmonia Mundi HMM 905392 (2024).

Пётр Чайковский. Сюита для оркестра № 3. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Уральский филармонический оркестр / Дмитрий Лисс. Борис Андрианов (виолончель). Пояснительный текст на английском, французском и русском языках. 59 min 55 s. Fuga Libera (Бельгия) FUG 834 (2023).

Опубликовано в музыкальном журнале Crescendo (Бельгия), 8 июня 2025 года

В двух недавно появившихся записях сделан акцент на Сюите № 3 Чайковского, сочинённой между апрелем и июлем 1884 года и впервые исполненной Хансом фон Бюловым в Санкт-Петербурге 12 января 1885 года. Десять лет (1878–1888) отделяют написание Четвёртой симфонии от Пятой; в этот период рождаются четыре сюиты для оркестра, значение которых неравноценно — по этой причине сюиты менее известны и менее исполняемы, чем симфонии Чайковского. Они таят в себе, тем не менее, звуковые богатства, в частности, Сюита для оркестра № 3, встреченная с энтузиазмом, к большому счастью самого композитора, о чём свидетельствует его письмо от 18 января того же 1885 года, адресованное госпоже фон Мекк. «Подобного торжества я ещё никогда не испытывал», — пишет он своей покровительнице (цитату приводит Андре Лишке в своей монументальной биографии Чайковского, опубликованной в издательстве «Fayard» в 1993 году — и он же является автором прекрасного пояснительного текста к данному альбому).

Именно эту душевную и насыщенную лиризмом музыкальную страницу Станислав Кочановский, новый главный дирижёр Филармонического оркестра Северогерманского радио (сменил Эндрю Манце в 2024 году), выбрал для своего первого альбома с оркестром. Кочановский (1981 г.р.), выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу дирижирования, уроженец Петербурга, изучал также игру на органе и хоровое дирижирование. Сотрудничал со многими российскими оркестрами, руководил балетными и оперными постановками (в его репертуаре их около 30) — и интересуется также мало исполняемыми сочинениями. В Сюите Чайковского он с радостью подчёркивает полную изящества Элегию, сменяемую Меланхолическим вальсом, «тревожное, мрачное и фантастическое настроение» которого, по словам Лишке, отсылает к музыкальным страницам Дворжака. Скерцо обладает сказочными и феерическими чертами, вероятно, навеянными «Королевой Маб» Берлиоза (его мелодия великолепна), а в Финале, который представляет собой тему с вариациями (всего их 12), использованы декоративные и контрастные оттенки для придания большего эффекта. Интерпретация отличается гибкостью, особенно отметим группу струнных инструментов, пластичность звучания которых заслуживает всяческих похвал.

Дополнительные произведения, которые следуют за Сюитой № 3, способствуют успеху этого диска. Симфонический прелюд по пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Грёза» был создан тогда, когда в Санкт-Петербурге состоялась премьера этой пьесы в русском переводе (январь 1894 года), спустя несколько месяцев после её парижской премьеры, где главную роль сыграла Сара Бернар. Перед прослушиванием в буклете можно прочесть приведённый целиком текст, написанный композитором Николаем Черепниным по этому случаю. Как ученик Римского-Корсакова, он перенял всю его способность к яркой оркестровке, которую можно услышать в этом 9-минутном сочинении. Страсть, экстаз и трагический финал скрываются за сказочным декором, который Кочановский столь же хорошо передал, как и Лукаш Борович в своей версии в Бамберге (CPO, 2019).

Восхитительное «Испанское каприччио» (1887) Римского-Корсакова, пять частей которого пронизаны атмосферой коллективного танца, с его впечатляющей и пьянящей оркестровкой, исполнено Кочановским с точностью и ясностью. Однако эмоциональная искра, зажжённая музыкой, уходит в тень перед «огненным накалом» непревзойдённой записи, сделанной Анталом Дорати с Лондонским симфоническим оркестром для фирмы «Mercury» в 1959 году.

Качество звукозаписи в любом случае воздает должное качествам Ганноверского оркестра и щедрой манере дирижирования его руководителя. Этот первый совместный альбом — зачин сотрудничества, которое только началось.

Диск, вышедший на лейбле «Fuga Libera», полностью посвящён творчеству Чайковского. Он записан Уральским филармоническим оркестром, который основан в 1936 году и базируется в Екатеринбурге у подножия Уральских гор (по имени которых коллектив и назван) — четвёртом городе в России по количеству жителей, в 1000 километрах от Москвы. С 1995 года оркестром руководит Дмитрий Лисс (1960 г.р.) — выпускник Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования Дмитрия Китаенко. Записи, сделанные для звукозаписывающих фирм «Mirare» или «Fuga Libera», свидетельствуют о качествах данного симфонического коллектива, который занимает видное место в этом городе, пропитанном культурой, но история которого также помнит и страшное убийство Николая II и императорской семьи в июле 1918 года.

В Сюите № 3 в версии УАФО, длительность звучания которой очень близка к версии оркестра из Ганновера, акцент сделан на «игровой» стороне партитуры. Лирическое начало — главная задача струнной группы, в игре которой выражение эмоции соревнуется с элегантностью, отмеченной изысканными пассажами. В частности, в Меланхолическом вальсе, который здесь полностью оправдывает своё название. Финальная часть особенно убедительна, с её двенадцатью вариациями, которые сменяют друг друга в непринуждённой атмосфере. Сложно сделать выбор между записью сюиты российским оркестром с Лиссом и записью Кочановского в Ганновере. Образцом по-прежнему остается несравнимое исполнение Евгения Светланова с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР («Мелодия», 1985), но два современных дирижёра отстаивают свои трактовки качественной работой. Мы избежим того, чтобы кому-то из них отдавать предпочтение.

В дополнение к Сюите для оркестра № 3 — Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, созданные в 1877 году. Сольная партия поручена Борису Андрианову (1976 г.р.), который получил образование в Институте имени Гнесиных и Московской консерватории (класс Наталии Шаховской, ученицы Ростроповича). Затем Андрианов совершенствовал своё мастерство у Давида Герингаса в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера в Берлине. Разные пульты оркестра внимательны к солисту, который заботится о «пении» виолончели, умеющей быть столь же лиричной, сколь и виртуозной. Андрианов подходит к этой партитуре сквозь призму стиля, который можно охарактеризовать как «галантный», с шармом и экспрессией, которые он подразумевает. Автор буклета к диску Елена Кривоногова точно подметила тот факт, что, наряду с определёнными драматичными моментами, «в целом сочинение полно умиротворённости, красоты, сердечного тепла и жажды счастья». Именно с этим чувством мы и завершаем прослушивание диска.

Жан Лакруа

Перевод с французского языка Тимофея Колотурского

Источник: Crescendo Magazine

Афиша
Мои билеты
Корзина
Профиль
Войти в личный кабинет
или зарегистрироваться
или
Личный кабинет
вход в аккаунт user@sgaf.ru, используйте пароль, указанный при регистрации
Восстановление пароля
Инструкция по восстановлению пароля будет выслана на ваш email
Восстановление пароля
Введите код из письма и задайте новый пароль
Регистрация
пользователь с логином user@sgaf.ru не найден, проверьте свои данные или зарегистрируйтесь
и согласиться на обработку персональных данных и с политикой конфиденциальности
Подтверждение регистрации
Введите код из письма, чтобы подтвердить аккаунт
Билеты к оплате
Скидка Лиги друзей
-500 ₽
5 билетов на
30 000 ₽