XII Музыкальный фестиваль Bach-fest
2011
2012
2013
2014
2015
2016

XII Международный музыкальный фестиваль Bach-fest. 1-21 марта 2023 «1723. Музыка с историей»

7 февраля 2023
7 февраля, 2023

Крупнейший в России ежегодный фестиваль баховской музыки, который проводится в Екатеринбурге с 2011 года.

Место встречи с известными интерпретаторами музыки Иоганна Себастьяна Баха и исполнителями, увлечёнными искусством барокко.

Каждый год раскрывает новую тему, связанную с творчеством композитора.

В 2023 году посвящён музыке периода рождения Екатеринбурга — 1723 году.

В год 300-летия уральской столицы один из знаковых культурных проектов региона сосредоточен на памятной для каждого екатеринбуржца дате. В программах Баховского фестиваля впервые будут раскрыты параллели между историей Екатеринбурга и творчеством Иоганна Себастьяна Баха. 

18 ноября 1723 года считается Днём рождения Екатеринбурга. В этот день в цехах Екатеринбургского железоделательного завода состоялся пробный пуск кричных бо́евых молотов.

И тот же день, 18 ноября 1723 года, был особенным в жизни великого композитора. Новый музыкальный директор всех церквей Лейпцига Иоганн Себастьян Бах дирижировал своей премьерой. 300 лет спустя эта музыка впервые прозвучит в Екатеринбурге и откроет Bach-fest 2023 года (1 марта). С Уральским филармоническим оркестром выступит уникальный исполнительский состав — блистательные солисты и маэстро Олег Романенко, участники многолетнего проекта по исполнению всех кантат Баха в Москве.

«Органная дуэль» — ещё одно уникальное событие фестиваля, попытка воссоздать культурные развлечения баховских и добаховских времён. Её участниками выступят представители нового поколения российских органистов, лауреаты престижных международных конкурсов Иван Царёв и Владимир Королевский. Каждый из них с помощью баховской музыки должен будет произвести неизгладимое впечатление на слушателей, которые сами определят победителя (5 марта)

Соседство молодых талантов и заслуженных мэтров — устойчивая традиция Bach-fest. Покидая маленький и уютный Кётен, Бах думал не только о своём будущем, но и о расцвете дарования своих детей. Произведения, созданные композитором в этот период,  с которыми его сыновья становились настоящими музыкантами, — Прелюдия и фуга до-диез минор из I тома Хорошо темперированного клавира (завершение работы над циклом 1722 год) и Соната ре минор (середина 1720-х годов) — прозвучат в сольной программе одного из самых признанных публикой российских органистов Алексея Шмитова (9 марта).

В 1721 году по решению начальника казенных горных заводов Василия Татищева в пойме реки Исеть началось возведение плотины — самого замечательного гидротехнического сооружения на Урале. Строительство было приостановлено и возобновилось в 1723 году, завершившись в рекордные сроки к ноябрю того же года под руководством В.де Геннина.

В 1725 году в Екатеринбурге открылся Монетный Двор, который чеканил около 80% медных монет Российской империи. В тот период Екатеринбург называли городом русской медной монеты.

Забота Баха о своих сыновьях, об их должном образовании, руководила композитором в момент принятия важных жизненных решений. В фестивальной программе своё «Посвящение Баху» представят самые талантливые ребята уральского региона, которые учатся в «Уральской десятилетке» и играют в оркестре «Лицей-камерата» (18 марта). Им сейчас столько же лет, сколько было старшим сыновьям Баха в год переезда семьи в Лейпциг. 

Лейпцигский период — важнейший этап с точки зрения баховского органного наследия. Лейпцигские хоральные фантазии, лейпцигские прелюдии и фуги, Органная месса — все они относятся к периоду творчества, начавшемуся в 1723 году. Эта музыка, рождённая в счастливом для Баха городе, станет предметом «диалога» между непревзойденным рассказчиком Артёмом Варгафтиком и органистом Тарасом Багинцом (19 марта)

По инициативе де Геннина завод-крепость нарекли Екатеринбургом в честь супруги Петра I Екатерины. Символично, что в православии Св. Екатерина — покровительница горного дела.

«Опус магнум» органной музыки Баха — знаменитая Токката и фуга ре минор станет центральным произведением сольной программы органиста и арт-директора Bach-fest Тараса Багинца (11 марта). Впервые баховский «хит» был представлен миру в 1840 году в Лейпциге, и уже не Бахом, а возродившим баховского музыку к жизни Феликсом Мендельсоном.

В эти годы в Екатеринбурге звучала совсем другая знаменитая музыкальная фамилия. На пост Главного начальника горных заводов Хребта Уральского был назначен Владимир Андреевич Глинка. 

1723 годом датированы не только баховские, но и другие очень известные сочинения его современников, например «Времена года» Антонио Вивальди. Два гения барокко — Вивальди и Бах и шесть блестящих концертов будут представлены Уральским молодёжным оркестром под управлением Алексея Доркина. Партию солирующей скрипки в заключительной программе фестиваля исполнит лауреат международных конкурсов, стипендиат фондов М. Ростроповича и В. Спивакова Сергей Поспелов (21 марта).

Баховская весна в уральской столице вступит в свои права 1 марта. В разные годы темами фестиваля были баховское наследие и музыка европейских стран, творчество великих современников Баха и его одаренных детей, сочинения друзей и соперников композитора. Однако именно предстоящий Bach-fest станет ещё ближе и роднее Екатеринбургу. 

В программе Баховского фестиваля состоятся лекционные встречи, посвящённые творчеству композитора. В день открытия Bach-fest со слушателями первого концерта встретится крупнейший эксперт в области духовной музыки, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории Роман Насонов (1 марта).

Самый необычный формат фестиваля — «Органную дуэль» предварит НЕлекция-дискуссия «Бах & Екатеринбург в параллелях одной вселенной» с участием арт-директора проекта, органиста Тараса Багинца и разработчика авторских экскурсий, исследователя, политолога, руководителя Центра авторских экскурсий и Школы городских маршрутов Дмитрия Москвина. Эти встречи состоятся в рамках лекционного проекта, который реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


Перейти к фестивалю


 

Другие новости

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!