Международный музыкальный фестиваль «Евразия»
Песни любви и смерти
В пятый раз в Екатеринбурге состоится международный музыкальный фестиваль «Евразия»; его инициатор и организатор – Свердловская государственная академическая филармония. С 29 ноября по 6 декабря 2019 года на сцене Большого зала Филармонии свое искусство представят музыканты из России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Трижды на фестивале выступит Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса, художественного руководителя «Евразии». Фестиваль задуман как масштабный проект, опирающийся на диалог культур Восточной и Западной цивилизаций. Крупнейшим его событием станет первое в России полное исполнение «триптиха о Тристане» выдающегося французского композитора ХХ века Оливье Мессиана.
В Екатеринбурге в пятый раз пройдет крупнейший в регионе музыкальный фестиваль «Евразия». Среди его участников – дирижеры Дмитрий Лисс, Дмитрий Синьковский, Оливер Зеффман, Андрей Петренко, пианисты Пьер-Лоран Эмар, Михаил Плетнев, Андреас Грау и Гётц Шумахер, певица Юлия Лежнева (сопрано), ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale, ансамбль «Мдзлевари» (Грузия) и другие исполнители мирового уровня. Базовый коллектив фестиваля – Уральский академический филармонический оркестр. Тема форума – «Песни любви и смерти».
«Идея фестиваля возникла благодаря расположению нашего города на границе Европы и Азии, – рассказывает Дмитрий Лисс. – От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться. Татаро-монгольское иго в культурном смысле было многовековым контактом двух цивилизаций, двух философий, двух ментальностей. Сколько в нашей ментальности от западной цивилизации, а сколько от восточной? Я глубоко убеждён в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечатка на национальные архетипы. Даже то, что «русские долго запрягают, но быстро ездят», вероятно, кореллирует с медитативностью восточной культуры. И, конечно, очевидны интонационные контакты в музыке – Россия всегда пребывала в состоянии диалога между Востоком и Западом: в своих произведениях это отразили и Глинка, и Бородин, и Балакирев, и Римский-Корсаков, и многие другие композиторы. Так называемый «русский восток» – очень важная часть нашей культуры».
Идея взаимопроникновения культур, о которой говорит маэстро, с первого же фестиваля находит отражение в его афише на нескольких уровнях: речь и о выборе исполнителей, и о составлении концертных программ, и о фестивальных спецпроектах с участием музыкантов из стран Азии, и о заказе новых сочинений. I Международный Евразийский фестиваль состоялся в 2011 году и был посвящен 75-летию Свердловской филармонии. За прошедшие годы гостями «Евразии» были симфонические и камерные оркестры из Германии, Италии и Китая, ансамбли барочной и старинной музыки «Амстердамские барочные солисты», «Арпеджиата», Accademia Hermans, Hortus Musicus, дирижеры Мишель Плассон, Тон Копман, Кристиан Ярви, Бенджамин Эллин, пианисты Василий Лобанов, Фредерик Кемпф, Фазиль Сай, Люка Дебарг, Антон Батагов, Пьер-Лоран Эмар, Герхард Оппитц, скрипачки Саяка Сёджи, Алена Баева, струнный «Ардитти-квартет» и многие другие исполнители мирового уровня.
Важнейшая часть фестивальной программы – российские, европейские и мировые премьеры сочинений, многие из которых написаны по заказу «Евразии». На фестивале впервые в мире прозвучали Виолончельный концерт «Ночь в гареме» Александра Чайковского и Chorale & Lamento Рене Кёринга, «Путешествие Лисы на Северо-Запад» Леонида Десятникова и Концерт для оркестра и чангу Ынхва Чо, Fluss для струнного квартета и оркестра Тосио Хосокавы и «I See Your Dream, You See My Dream» для фортепиано с оркестром Антона Батагова, UR Ивана Феделе и моноопера «Река Давида» екатеринбургского композитора Ольги Викторовой. Впервые в России были исполнены Скрипичный концерт «1001 ночь в гареме» Фазиля Сая, «Остров, полный шумов» Христоса Хациса и Концерт для диджея с оркестром Габриэля Прокофьева. Без российских премьер не обойдется и Пятый фестиваль «Евразия», а одна из них состоится непосредственно на его открытии.
Роль пролога ко всей фестивальной программе, носящей название «Песни любви и смерти», сыграют Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера: на свете больше нет музыки, которая бы до такой степени олицетворяла и любовь, и смерть. А главным номером концерта-открытия 29 ноября станет российская премьера оратории «Плот "Медузы"» крупнейшего немецкого композитора второй половины XX – начала XXI вв. Ханса Вернера Хенце. Ораторию, посвященную памяти Эрнесто Че Гевары, Хенце писал под впечатлением студенческих волнений 1968 года; ее премьера в декабре того же года сорвалась, превратившись в политическую демонстрацию, а сама оратория стала таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского. Под управлением Дмитрия Лисса «Плот "Медузы"» представят УАФО, Симфонический хор Свердловской филармонии, Хольгер Фальк (баритон), Сара Вегенер (сопрано) и чтец Владимир Огнев. Партии гобоя д’амур, геккельфона, кларнета контральто, басовой трубы и вагнеровской тубы исполнят солисты Бохумского симфонического и Дортмундского филармонического оркестров.
Первая и последняя программы охватят фестиваль изящной аркой: ответом на песнь любви обреченной – Вступление и «Смерть Изольды» – станет песнь любви торжествующей, симфония «Турангалила» Мессиана. Сам автор называл ее «индийским вариантом» «Тристана и Изольды», прямо указывая на то, что здесь экзотические образы Востока привиты на европейскую почву. «Турангалила» исполнялась в России считанные разы: она требует огромного оркестрового состава с большим количеством редких ударных, не считая редкостного электромузыкального инструмента «волны Мартено» и солирующего фортепиано. Солистом выступит французский пианист Пьер-Лоран Эмар, уже принимавший участие в предыдущем фестивале «Евразия», где его программа из сочинений Баха и Дебюсси была с восторгом принята публикой. Язык Мессиана для Эмара – родной: он дружил с композитором на протяжении десятилетий, его интерпретации музыки Мессиана считаются эталонными. В программе концерта – еще один коронный номер Эмара, Фортепианный концерт №2 Бартока, чье творчество также находится на стыке музыкальных традиций Западной и Восточной Европы.
Другое сочинение Бартока, сюита из балета «Чудесный мандарин», увенчает выступление Оливера Зеффмана (Великобритания) 2 декабря: один из самых многообещающих дирижеров своего поколения, он был номинантом Премии молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля, работал ассистентом у Валерия Гергиева и Дэвида Цинмана, основал свой оркестр Melos Sinfonia, с которым выступал в том числе и в России. За пультом Уральского молодежного симфонического оркестра он представит типично евразийскую программу, где сугубо европейское сочинение (Виолончельный концерт Элгара, солистка Лора ван дер Хейден) встретится с сугубо азиатским («Птицы опускаются на звездоносный сад» японского композитора Тору Такемицу), а роли мостов между ними сыграют «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и «Чудесный мандарин». Днем раньше программу музыки барокко (Корелли, Гендель, Вивальди, Граун) представят блистательная российская певица с мировой известностью Юлия Лежнева и ансамбль La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.
«Триптих о Тристане», центром которого Мессиан видел «Турангалилу», впервые в России будет исполнен целиком на пятом фестивале «Евразия». Программа, в которой прозвучат еще две части триптиха, станет третьей узловой точкой форума, наряду с открытием и закрытием, и не случайно всё здесь связано с числом три. Концерт 3 декабря пройдет в трех отделениях: первую часть «Триптиха о Тристане», вокальный цикл «Ярави», исполнят Мария Остроухова и Александр Шайкин, третью, «Пять песнопений» – Симфонический хор Свердловской филармонии. Завершит эту грандиозную программу еще одна российская премьера – «5 песен на слова Пабло Неруды» для меццо-сопрано с оркестром Питера Либерсона: вокальный цикл композитора из США на стихи поэта из Чили – еще один яркий пример взаимопроникновения культур. Без Мессиана не обойдется и программа следующего дня: Андреас Грау и Гётц Шумахер, уже украсившие своим участием предыдущий фестиваль «Евразия», представят интригующую программу музыки ХХ века для двух фортепиано в сопровождении захватывающих видеоинсталляций.
«Евразия», как всегда, не исчерпывается концертами; слушатели могут познакомиться с исполнителями, задать им вопросы, получить автографы, посмотреть вблизи на экзотические инструменты. C первого же фестиваля внимание публики вызывают встречи с музыкантами и автограф-сессии с традиционным вручением изысканного лакомства – традиционного уральского черемухового пирога. Особенный интерес слушателей привлекают исполнители, представляющие восточный спектр фестивальной палитры: в разные годы это были и гонконгский оркестр, играющий на традиционных национальных инструментах, и азербайджанские мугаматисты, и ансамбль индийской классической музыки, и суфийский ансамбль «Аль-Тарика аль-Газулиа» (Египет), и ансамбль Шейха Хамеда Дауда (Сирия). В этом году внимание публики, несомненно, будет приковано и к грузинскому ансамблю «Мдзлевари» («Пение птиц») под управлением Кахабера Онашвили, в репертуаре которого во всем богатстве представлены хоровая и инструментальная культуры Грузии. 30 ноября на их концерте слушателей ждут церковные песнопения с XII века до наших дней, народные песни Грузии (обрядно-ритуальные, хороводные и другие) и многое другое.
За восемь лет существования Международный музыкальный фестиваль «Евразия» прошел большой путь: широкой публике, а также профессиональному сообществу России и зарубежных стран была представлена яркая палитра многокрасочного музыкального ландшафта Европы и Азии. Этот путь успешно продолжается во времени и пространстве, о чем убедительно свидетельствует программа пятого фестиваля, который остается верен себе, исполнителям и слушателям. Один из ярчайших в мировой музыке символов диалога цивилизаций, «Шехеразада» Римского-Корсакова, уже однажды звучала на фестивале и теперь прозвучит вновь в исполнении Российского национального оркестра (5 декабря, в программе также – Фортепианный концерт №1 Чайковского, солист Михаил Плетнев).
«Россия дала определенный импульс французской музыке, повлияв на Дебюсси, Равеля, композиторов «Шестерки», – говорит художественный руководитель фестиваля, маэстро Дмитрий Лисс. – Без влияния «Русских сезонов» Дягилева в европейской музыке могла бы и не возникнуть волна интереса к ориентализму, к восточной культуре. После «Шехеразады» Римского-Корсакова «Шехеразаду» написал Равель, дальше соединением элементов восточной культуры с европейской музыкой занимался Мессиан, после него – минималисты. С Запада пошла встречная волна, когда композиторы из азиатских стран стали примерять на свою музыку европейские одежды – и Тору Такемицу, и Тан Дун, и многие другие. Этот диалог продолжается очень интенсивно, он неисчерпаем. Свое название фестиваль носит по праву – уже потому, что родился и проходит именно здесь».
Илья Овчинников