30. Ночной орган и японская флейта

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
1 июля, пятница, 22:15, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Орган
Пушкинская карта

Восхищайтесь знаменитыми баховскими соло и органными жемчужинами Мендельсона.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Культурный мост между Востоком и Западом – так можно охарактеризовать особенность нынешней программы. Европейская музыка – и японская культура, представленная двумя исполнителями, а также традиционным японским инструментом. В сегодняшнем концерте – наиболее мелодичные произведения «последнего романтика XX века» Сергея Рахманинова, барочного гения Баха, а также заново открывшего его музыку в XIX веке Феликса Мендельсона. Его скерцо из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» рисует пленительный мир эльфов, резвящихся в таинственном лесу. В ряду самых задушевных мелодий – также Элегия немецкого композитора эпохи романтизма Йозефа Райнбергера, который уже в семь лет стал органистом приходской церкви, а затем вошёл в историю своими сонатами и концертами для органа.

Судьбы двух участников концерта в чём-то похожи, но имеют разную траекторию. Хироко Иноуэ родилась в Японии, а для освоения сугубо европейского инструмента – органа – приехала в Россию, училась в Московской консерватории и ныне является органисткой Калининградской филармонии. Павел Ио, напротив, начал свой путь в Москве, а продолжил обучение в Японии и стал исполнителем на классической флейте сякухати. Оба музыканта соединяют в своих программах имена композиторов Европы, России и Страны восходящего солнца.

Сочетание, казалось бы, далёких инструментов – грандиозного органа и компактной флейты – не так уж случайно. Орган имеет двойную природу – клавишную и духовую, его прообразами считаются вавилонская волынка, флейта Пана, китайский духовой инструмент шэн.

Сякухати – японская бамбуковая флейта – по мнению исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте, откуда через Ближний Восток и Индию попала в Китай, а уж из Китая добралась до Японии. По легенде, один из проповедников буддизма, наследный принц Сётоку (VII век), играл на сякухати, и услышавшие его игру божества спустились с небес и начали танцевать. Особенно широкий интерес к бамбуковой флейте в Японии возник в XIII веке в связи с распространением дзэн-буддизма. Монахи этого течения считали, что внутреннего просветления можно достичь путём «суй дзэн» – буквально: выдуванием, игрой на флейте. Помимо инструмента для медитации, сякухати подходила для исполнения народных мелодий и имела распространение среди крестьян.

Стандартная длина флейты – 1,8 японских футов (54,5 см), что определило название инструмента: «сяку» – значит «фут», а «хати» – «восемь». Игра на сякухати является неотъемлемой частью уроков музыки в средней школе в Японии. В настоящее время инструмент применяется не только для духовной практики и игры классических японских произведений, но и для исполнения современных, джазовых и этнических композиций. Тембр сякухати звучит в саундтреках к некоторым голливудским блокбастерам.

Программа концерта

  • Бах И.С. Ария из Сюиты № 3 ре мажор для оркестра, BWV 1068
  • Райнбергер. Элегия, op. 150 № 5
  • Бах И.С. Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
  • Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»
  • Рахманинов. Вокализ, op. 34 № 14
  • Бах И.С. Ария альта № 47 из «Страстей по Матфею», BWV 244
Интересное с прошлых концертов
Все фотографии