Замечательно записанное исполнение излучает свежесть и искренность

28 февраля 2024
28 февраля, 2024
Коллективы
УАФО

Рецензия на альбом:

Сергей Рахманинов. Симфония № 2
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года. Продолжительность 57 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 816 (2023)

Опубликовано в музыкальном журнале Fanfare (США), июль 2023 года

Я никогда не воспринимал подобную мысль всерьёз, но этот новый релиз из Екатеринбурга (Россия) напомнил мне о том, что Рахманинов, которого мы всегда представляем как зрелого художника, имел стилистических предшественников, одним из которых был Глазунов. До знакомства с этой записью я не думал, что Вторая симфония Рахманинова может исполняться с элегантной привлекательностью и общим аффектом в стиле симфонии Глазунова. Здесь слышится образ безмятежной прогулки в приподнятом настроении. Исполнение отмечено нежным, порывистым взаимодействием инструментов, ни один из которых не доминирует в фактуре, с привлекательными кульминациями медных и полным отсутствием взвинченного и тяжеловесного звучания струнных.

К такому мы не привыкли. Эта симфония часто воспринимается как произведение несколько вымученной, преувеличенной чувственности. Эта традиция была унаследована от записи с участием Юджина Орманди. В качестве альтернативной мы имеем версию с Джоном Уилсоном и Лондонским оркестром «Симфония» (обзор которых представлен в этом номере), помещающих музыку в «смирительную рубашку» в манере Джорджа Селла. Тогда как принуждённость и Рахманинов – вещи несовместные.

Но в этой интерпретации с самого начала есть что-то глазуновское, почти балетное, и это работает идеально. Линии струнных гибкие и непринуждённые. Дмитрий Лисс незаметно сбавляет темп, побуждая оркестр тихо и восторженно внимать многочисленным лирическим темам Рахманинова по мере их появления, но делает он это, погружаясь в них, без тени грубого портаменто. Он формулирует музыку подобно речи: её «голос» то повышается, то понижается, создавая ощущение обыкновенной беседы. Исполненная без мелодраматизма, симфония звучит более ностальгически и проникновенно, чем если бы её утяжеляли и принуждали вызывать эмоции.

Немаловажно, что Уральский филармонический оркестр сохраняет прозрачность музыкальной фактуры на протяжении всего исполнения, раскрывая все тембры деревянных духовых и филигранные переходы у средних голосов струнных. Кто знал, к примеру, что Адажио завершается мягкими трелями деревянных духовых, скрытыми за тканью струнных? Скерцо и Адажио настолько колористичны, а последнее настолько мечтательно, что можно почти приписать им влияние Дебюсси. Подводя итог, нужно отметить и очень по-русски звучащую группу духовых, которая знает, как в нужный момент нанести смелый удар. Она не спрятана за звучанием струнных, как к тому привыкли слушатели.

Замечательно записанное исполнение излучает свежесть и искренность. Отказавшись от монументальности как таковой, оно вызывает ещё больший интерес к музыке Рахманинова, популярность и репутация которой, как мне представляется, растут с каждым годом.

Стивен Крюгер

Перевод Ю. Григорьевой

Источник: Fanfare Archive

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!