13 октября в Концертном зале имени Чайковского в Москве в рамках большого российского турне выступили коллективы Свердловской филармонии – Симфонический хор (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко) и Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий Лисс).
Для столичных гастролей филармоники из Екатеринбурга выбрали программу, посвященную разным ипостасям классицизма. Его ораториальное направление предстало в облике завораживающего глубиной и мудростью Реквиема до минор Луиджи Керубини, созданного в те же годы, когда и великие бетховенские симфонии. А классицистские отсветы ХХ века прозвучали в гениальном Втором скрипичном концерте Прокофьева (с поистине феноменальным исполнением солиста – выдающегося скрипача Никиты Борисоглебского, связанного с уральскими музыкантами многолетним сотворчеством).
Концерт свердловчан преподал столичной публике несколько уроков, о которых стоит сказать особо.
Первый и основной – урок высочайшей исполнительской культуры. В сегодняшнем музыкальном мире, где царствуют карнавально-антрепризные проекты и гастрольные галопы, почти не осталось оркестров и хоров со своим собственным звуком, стилем и почерком. Коллективы Свердловской филармонии не только сполна обладают этими важнейшими качествами, но и совершенствуют их год от года. Безусловно, этому способствует то, что руководители оркестра и хора стоят у руля уже долгое время, имея возможность планомерно воплощать свои творческие идеи – как, кстати, и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, безусловный чемпион России по времени нахождения на руководящей должности не только в среде академической музыки, но и, вероятно, в сфере культуры в целом.
Однако время само по себе ничего не решает. Решают люди, их усилия, горящие глаза, их преданность профессии. С этим в Свердловской филармонии полный порядок – и не только в высшем звене.
Здесь мы переходим ко второму уроку – уже не столько профессиональному, сколько человеческому. Уже в том, с каким достоинством оркестранты и хористы из Екатеринбурга выходят на сцену, проявляется их отношение к делу своей жизни. И оно реально воплощается в звуке – в идеальной ансамблевости, предельной концентрации и погруженности в музыкальную ткань, в бережном, ответственном подходе к каждому сольному фрагменту – будь то маленькая фраза или развернутый эпизод. И, конечно же, в невероятном контакте хора и оркестра с маэстро Лиссом – той самой творческой «химии», которая всякий раз возникает в процессе совместного музицирования. Как итог – без малейшей рисовки и игры на публику коллективы из уральской столицы раз за разом представляют в Москве трактовки, которые смело можно отнести к вершинам исполнительского искусства – будь то ошеломившая меломанов год назад Вторая симфония Прокофьева или нынешний концерт, который уже стал одной из кульминаций московского сезона.
Р. Берченко