По техническим причинам оплата по Пушкинской карте временно недоступна

Амбивалентность

10 августа 2023
10 августа, 2023
Коллективы
УАФО

Рецензия на диск:

Сергей Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2; Симфония № 2
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года
Fuga Libera (Бельгия) FUG 798 (2023)

Опубликовано в онлайн-журнале «Musik an sich» (Германия)

В этом альбоме объединены два произведения, в которых, помимо биографических, слышны исторические переломы своего времени.

Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева (1891–1953), премьера которого состоялась в 1913 году, относится к так называемому русскому периоду творчества композитора, но, тем не менее, оказывается на переломе от неоклассицизма к модернизму. Неслучайно критики того времени назвали его футуристическим, что имело под собой основания. Моменты океанически опьяняющего звучания захватывающим образом, порой сбивающим с толку, чередуются с шумными вкраплениями, в которых рояль использует и ударный эффект. Сольная партия достигает почти безумной виртуозности. Андрею Коробейникову удается добиться естественного и плавного звучания, которое по динамическому раскладу приближается к оркестровому. Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, в свою очередь, культивирует полнозвучное, крепкое звучание, далёкое от каких-либо шумовых эффектов. В результате получилась непревзойденная интерпретация, полная жизненной энергии, серьёзного жеста и эмоциональной плотности, не имеющая себе равных.

Вторая симфония, созданная в 1925 году, напротив, относится к зарубежному периоду творчества композитора и, соответственно, уже порывает с традиционными формами. Музыка, отмеченная влиянием Стравинского, кажется здесь более грубой, более диссонантной, нередко мрачной и угрожающей до нечеловеческой степени. Особенно в первой части, где мы представляем сталелитейный завод, некий Мордор, как будто слушаем киномузыку. Возвращение к традиционным элементам во второй части не всегда несёт смягчающий эффект, скорее, имеет довольно причудливые черты. Оркестр и здесь достигает больших успехов, сохраняя неослабевающую энергетику и сочетая массивное звучание с поразительной прозрачностью.

Свен Керкхофф

Перевод агентства «Транслит»

Источник: Musik an sich

Другие публикации

Безумные дни в Екатеринбурге
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!