Ода ночи в 120 частях

21 июля 2023
21 июля, 2023
Безумные дни в Екатеринбурге
Фестивали

В Екатеринбурге в первый июльский уик-энд июля в восьмой раз прошел музыкальный фестиваль «Безумные дни», беспрецедентное культурное событие в нашей стране, ставшее привычной приметой лета в столице Урала.

Идея безумного музыкального марафона, когда в течение нескольких дней на расположенных по соседству площадках с утра до вечера в режиме нон-стоп проходят концерты академической музыки, объединенные общей темой, принадлежит легендарному французскому продюсеру Рене Мартену, устроившему поначалу подобный эксперимент в своем родном Нанте, а затем перенесший удачную модель в другие страны, открыв тем самым для сотен тысяч слушателей волшебный мир классической музыки.

С 2015 года «Безумные дни» каждый год (за исключением пандемийного 2020-го) проводятся на уральской земле, пользуясь огромным успехом и привлекая к себе внимание не только меломанов, но и слушателей, не имевших раньше опыта посещения филармонии. В этом году 120 концертов фестиваля на девяти сценах в Екатеринбурге и одной в ближайшем пригороде собрали рекордное количество слушателей, которых при 100% продаже билетов было больше 40 тыс. Самой вместительной площадкой стал расположенный за основным зданием Свердловской филармонии сад Вайнера, вместивший сцену и 1600 зрителей, а самой удаленной от эпицентра событий, — Инновационный культурный центр Первоуральска, расположенный в 40 км к западу от Екатеринбурга.

Главная тема нынешних «Безумных дней», «Ода ночи», объединила самые разные по жанру и стилям концерты: от зажигательных мелодий «Вечера на Балканах», сыгранных ансамблем «Бубамара Брасс Бэнд» под управлением Александра Каштанова, до рафинированных пьес современного итальянского авангардиста Сальваторе Шаррино, собранных в программу «На краю ночи» солистами столичной «Студии новой музыки».

Если позволить себе провести кулинарные аналогии, то можно сказать, что на фестивале формат изобилия шведского стола идеально совместился с традициями высокой кухни. Заявленная тематика могла выражаться как самым прямым образом (исполненные несколько раз «Лунная соната» Бетховена и «Лунный свет» Дебюсси), так и в виде всевозможных намеков и ассоциаций. Девять концертных площадок, на которых в разных пропорциях в общей сложности выступили 600 артистов, давали возможность составить свой индивидуальный музыкальный маршрут в зависимости от вкуса и предпочтений.

На специальном сайте даже были даны примерные ориентиры — «Сокровища вокальной музыки», «Рандеву с роялем», «Карнавал оркестров», «Маршрут для влюбленных» и т.д., однако в этом году билеты на самые яркие концерты были распроданы мгновенно (цена прохода на подавляющее число событий по-прежнему составляла 200 руб.) и не спохватившимся вовремя слушателям приходилось выбирать события уже по остаточному принципу.

Одной из стержневых линий фестиваля стали концерты Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса, заслуженно входящего сегодня в число лучших российских симфонических коллективов. Главный дирижер провел за три дня шесть концертов, каждый из которых стал явлением, заслуживающим отдельной рецензии. Открывшая симфоническую программу в пятницу днем увертюра Дж. Россини к опере «Золушка» была сыграна по-европейски перфектно, абсолютно слаженно, мягким и одновременно полетным звуком с идеально синхронными крещендо, заставившими зал буквально не дыша внимать музыке. Мягкость и прозрачность царили и во Втором фортепианном концерте Шопена, в котором солистка Екатерина Мечетина сделала акцент на героическом пафосе.

Продирижированная Дмитрием Лиссом вечером первого дня фестиваля Седьмая симфония Малера стала самым трудным и масштабным сочинением всей программы. Это произведение выделялось на фоне остальных не только своей сложностью, но и полуторачасовым хронометражем, превысив привычный на «Безумных днях» формат почти в два раза. Пятичастная грандиозная симфония, центральные разделы которой по замыслу композитора образуют особую симфоническую «Ночную песнь», предстала как грандиозное полотно о противостоянии света и тьмы, жизни и смерти, надежды и отчаяния.

Ведомый Дмитрием Лиссом оркестр филармонии с честью справился с поставленной задачей, сложив задуманную Малером мозаику в единую картину, где, как в жизни, высокое и низкое, героика и издевка шли бок о бок друг с другом. Патетические соло духовых инструментов соседствовали с аккордами у струнных, а специально подчеркнутые танцевальные ритмы (например, зловещий вальс в третьей части) — с тончайшими импрессионистическими созвучиями.

Линия европейского симфонизма была продолжена во второй день «Фантастической симфонией» Берлиоза и его же редко исполняемым у нас циклом «Летние ночи», предваренным безукоризненно сыгранным вступлением и финалом из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера. Солировавшая в берлиозовском цикле солистка Большого театра, обладательница роскошного меццо-сопрано Агунда Кулаева устроила накануне чудесную камерную программу с романсами Рахманинова, а также стала звездой заключительного концерта в саду Вайнера, с большим чувством спев арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского. На том же концерте именитая солистка выступила с сопрано Ольгой Вутирас, органично дополнившей столичную гостью в знаменитом «цветочном» дуэте из оперы «Лакме» Делиба.

Помимо главного филармонического коллектива в фестивале приняло участие еще девять оркестров, в числе которых были молодежный и юношеский (дирижеры — Дмитрий Филатов и Антон Шабуров), завсегдатай Свердловской филармонии Московский камерный оркестр «MusicaViva» под управлением Александра Рудина, камерный оркестр «B-A-C-H», Уральский государственный русский оркестр, Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан и Военный оркестр штаба Центрального военного округа. Дебютантом «Безумных дней» этого года стал Омский камерный оркестр под руководством Григория Вевера, восхитивший своим высоким уровнем игры. Сыгранный великолепным кларнетистом из Уфы Артуром Назиуллиным в сопровождении Омского камерного оркестра во второй фестивальный день, кларнетовый концерт Моцарта явился подлинной жемчужиной музыкального марафона.

Важный блок фестиваля составили камерные программы, и здесь опять же выбор был на любой вкус — ренессансные зарисовки в версии ансамбля «InsulaMagica», классические фортепианные трио Моцарта и Бетховена в исполнении пианистки Екатерины Мечетиной, скрипача Кирилла Кравцова и виолончелиста Алексея Найденова, музыкальная встреча Гайдна и Лигети, представленная Rusquartet, меланхолический Брамс, сыгранный тем же Rusquartet вместе с уже упомянутым блестящим кларнетистом Артуром Назиуллиным, постмодернисты Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Владимир Тарнопольский и Ольга Раева в интерпретации музыкантов «Студии новой музыки»… Ансамблевые концерты дополняли клавирабенды (или клавиртаги) с созвездием прекрасных пианистов — Екатерины Мечетиной, МихаилаТурпанова, Рустема Кудоярова, Алексея Набиулина, Константина Тюлькина и Юрия Мартынова, продемонстрировавшего свое мастерство владения как роялем, так и клавесином.

Именно в камерном жанре прошли специально созданные к фестивалю премьеры. Одни из них, российская, — сочинение композитора Ольги Викторовой «Молитвы в ночи» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, сыгранная концертмейстерами групп УАФО Тимофеем Бушковым, Юрием Нечаевым, Евгением Марковым, Наталией Кабильковой и Константином Тюлькиным. Другая мировая — «Ночная песнь Феникса» московского автора Кузьмы Бодрова, прозвучавшая в исполнении Струнного квартета Камерного ансамбля «Солисты Москвы» (Кирилл Кравцов, Михаил Фейман, Андрей Усов и Алексей Найденов) в прекрасном по своим акустическим свойствам зале Маклецкого. Оба эти сочинения оказались написаны в привычной академической манере, с ясно слышимой, почти театральной драматургией. В сочинении Ольги Викторовой ее условно можно было выразить как преодоление страха и отчаяния, когда инструменты, поначалу вступавшие поодиночке, в финале соединялись в гармоничный ансамбль. У Кузьмы Бодрова, в соответствии с названием, экспрессивные глиссандо у инструментов изображали случившуюся трагедию, изживанию которой были посвящены последующие части с движением к финальному просветлению, восстанию из пепла.

Идея преодоления ночи, движения от мрака к свету была выражена во многих представленных программах. Фестиваль завершился «Сонным видением парубка» Мусоргского, авторским переложением «Ночи на лысой горе» для оперы «Сорочинская ярмарка». Разыгранная небольшая сцена, в которой герой-солист (тенор Алексей Фролов) отмахивался от шабаша как от странного наваждения, рассеивающегося с первыми солнечными лучами, была по-своему символичной, ведь в темноте любой ночи всегда теплится надежда на рассвет.

Георгий Ковалевский

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!