Прозвучал заключительный аккорд фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»-2023
Видели ли Вы когда-нибудь, чтобы маэстро Александр Рудин и музыканты оркестра Musica Viva, едва закончив концерт, с кофрами бежали наперегонки с публикой в соседнее здание, где через 15 минут начинается их следующее выступление? Или чтобы очень известные артисты переодевались в концертные костюмы прямо в микроавтобусе по дороге из аэропорта, потому что им выходить на сцену с ходу, «с колёс»? Правильно, не видели и не увидите — нигде, кроме Екатеринбурга, где в конце июня — начале июля проходит фестивальный марафон длиной в 120 концертов на 10 площадках с участием звёзд классической музыки.
Фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге»-2023 только что триумфально завершился, а тем, кто хочет попасть на форум следующего года, стоит начинать беспокоиться уже сейчас: все до единого 44 000 билетов на нынешний фестиваль разлетелись вмиг, как только была открыта продажа.
Успех фестиваля — итог кропотливой ежедневной работы руководителей Свердловской филармонии (директор Александр Колотурский, первый заместитель по творческой деятельности Рустем Хасанов). Масштабный форум, венчающий концертный сезон уже восьмой раз, показывает высочайший уровень доверия публики к своей филармонии, готовность слушать музыку любых стилей и жанров, включенную в фестивальную афишу — будь то средневековые псалмы или авангард XXI века, симфонии или квартеты, хоровая музыка или романсы, этно-рок или фламенко…
Фестиваль выделяется не только безупречной организацией, разнообразием программ и высокой творческой планкой, но и особой, немного «безумной» атмосферой — вполне под стать своему названию. Поверьте: наблюдать за тысячами людей, перебегающих из зала в зал, чтобы услышать любимое произведение или поприветствовать своих кумиров — выдающихся исполнителей, вглядываться в прекрасные лица настоящих любителей музыки — это огромное удовольствие и одно из самых сильных впечатлений от форума в Екатеринбурге.
Безусловно, такой энтузиазм рождается не на пустом месте. Свердловская филармония имеет в руках целый набор уникальных инструментов для работы со слушательской аудиторией — своих собственных, разработанных с учётом местных реалий. Особую роль играют две организационные структуры, проверенные временем — обеим вскоре исполнится 25 лет.
Волонтерский центр «Арфа» участвует во всех главных проектах сезона: абонементных концертах, образовательных программах, фестивалях. Сегодня в составе центра — несколько сотен человек разного возраста и профессий, готовых бескорыстно тратить время и силы, чтобы вместе с филармонией реализовать свои мечты и цели. Волонтеры активно готовили и продвигали фестиваль «Безумные дни», а 97 из них были задействованы на самом форуме, выполняя важную и нужную работу — от помощи слушателям с ограниченными возможностями, проверки билетов и рассадки в зале до разгрузки и монтажа оборудования, необходимого для концертов.
Вторая структура, гораздо более многочисленная — Лига друзей филармонии, насчитывающая сегодня более 13 000 участников. Среди них не только свердловчане и жители области, но и энтузиасты, живущие в других регионах. Это гордость Свердловской филармонии, ее основной актив и главная опора. Люди, влюбленные в классическую музыку, не только сами ходят на концерты — часто семьями, но и вовлекают в филармоническую орбиту своих близких.
В этом году в ходе подготовки «Безумных дней» филармония объявила для членов Лиги друзей конкурс — «Следуй за звездой». Условие — привлечь на фестиваль как можно больше друзей и знакомых. То, что случилось дальше, достойно любой книги рекордов. Среди десяти победителей оказалась Анастасия Ястребова, жительница села Покровское Тюменской области. Расстояние оттуда до Екатеринбурга более 450 км, дорога занимает много часов. Однако Анастасия не только приехала сама, но и привезла на «Безумные дни» чуть ли не половину села: 37 семей, купивших в общей сложности 207 билетов! На финальном гала-концерте фестиваля весь зал стоя приветствовал этих удивительных людей, проделавших нелегкий путь ради любимой музыки — это было незабываемо.
Заключительный, третий день фестиваля был столь же богат событиями, как первые два. Одним из них стала мировая премьера квартета известного композитора Кузьмы Бодрова «Ночная песнь Феникса», написанного специально по заказу фестиваля и раскрывающего «ночную» тематику нынешнего форума. Сочинение, ставшее, по признанию автора, для него этапным, отличают теплота и искренность, редкие для современной музыки. Первые две части, событийные и драматичные, приводят слушателей к финалу — той самой вдохновенной и возвышенной песне птицы Феникс, обозначенной в названии произведения. Премьеру исполнил коллектив, которому Кузьма Бодров посвятил свой опус — струнный квартет Камерного ансамбля «Солисты Москвы», возглавляемого Юрием Башметом: лауреаты международных конкурсов скрипачи Кирилл Кравцов и Михаил Фейман, альтист Андрей Усов и заслуженный артист России виолончелист Алексей Найденов.
В третий день фестиваля, уже по традиции, продолжил удивлять и восхищать слушателей маэстро Александр Рудин со своим Камерным оркестром «Musica Viva». Утром в переполненном Большом зале филармонии музыканты исполнили изысканную программу из сочинений композиторов ХХ века: Серенады Эугена Сухоня и Валентина Сильвестрова, а также опус финского автора Аулиса Саллинена «Ночные танцы Дон-Жуан-Кихота». Последняя пьеса, полная юмора, иронии, тонких музыкальных аллюзий и неожиданных поворотов, привела публику в состояние эйфории.
Следом маэстро и его оркестр рысцой переместились в Екатеринбургский Театр юного зрителя, где представили классическую программу из произведений Чайковского и Глазунова, сыгранную в своем фирменном стиле, на тончайших ансамблевых нюансах. А в финальном гала-концерте Александр Рудин выступил в качестве солиста, исполнив с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса Ноктюрн Чайковского. Молодым коллегам стоит поучиться у прославленного мэтра не только мастерству, но и скромности, преданности музыке и неутомимости.
В заключительный день форума продолжила покорять уральскую публику еще одна несгибаемая «ударница фестивального труда» — Екатерина Мечетина. В этот день она выступила дважды. Вначале в Камерном зале филармонии пианистка вдохновенно и мастерски исполнила музыку французских импрессионистов — Дебюсси и Равеля. По словам Екатерины, этот сольный концерт стал для неё самым важным и ответственным на фестивале, вызовом, к которому она готовилась особо. Потому-то в конце выступления она просто светилась от счастья. А в финальном гала Екатерина Мечетина солировала в третьей части Второго концерта Рахманинова — как всегда, мощно и ярко.
Фортепианная программа «Безумных дней» высветила ещё одну звезду российского исполнительства — до поры находившуюся несколько в тени, но здесь представшую во всем масштабе и великолепии. Это универсальный музыкант — пианист и клавесинист Юрий Мартынов, блистательно сыгравший на фестивале пять очень разных программ. Среди них — три сольных выступления на клавесине с пьесами мастеров барокко Германии, Италии, Франции и Англии; тонкое и стильное соло в Первом концерте Шопена с оркестром Musica Viva и маэстро Рудиным (об этом концерте мы уже писали в предыдущих материалах), и, наконец, дуэт с Екатериной Мечетиной в двух рахманиновских полотнах — Первой сюите и переложении для двух роялей «Симфонических танцев».
В дополнение к прозвучавшим в первые дни фестиваля Седьмой симфонии Малера, «Фантастической симфонии» Берлиоза и оркестровым фрагментам из «Тристана и Изольды» Вагнера заключительный день подарил нам еще один исполнительский шедевр Дмитрия Лисса и руководимого им Уральского академического филармонического оркестра — «Шехеразаду» Римского-Корсакова. Основанная на материале восточных сказок «1001 ночи», симфоническая поэма русского классика идеально легла в канву «Безумных дней в Екатеринбурге»-2023 — «Ода ночи». Оркестр и дирижер находятся в расцвете таланта и мастерства. Мощь, эмоциональная наполненность, идеальный ансамбль, фирменный звук уральского оркестра — объемный, насыщенный, свобода и раскрепощенность музыкантов в исполнении сложнейших соло, прекрасное чувство формы и отточенное драматургическое мышление маэстро — все эти качества, собранные воедино, привели в итоге к интерпретации «Шехеразады», которую можно смело сравнить с лучшими трактовками этого сочинения.
Второй год подряд фестиваль увенчался гала-концертом под открытым небом в саду Вайнера по соседству с филармонией, с участием звездных солистов, Уральского академического филармонического оркестра и Симфонического хора Свердловской филармонии, в присутствии 2000 зрителей. Как и год назад, подтвердилось, что дирекция филармонии умеет управлять не только стремлениями артистов и желаниями публики, но и небесными стихиями. Весь день над городом ходили тяжелые тучи, птицы летали низко и пронзительно кричали, репетируя свои соло в музыкальных номерах. Все это не сулило ничего хорошего. Однако за все 100 минут концерта на землю ни упало ни капли. Но ровно в тот момент, когда зрители начали расходиться, хлынул дождь. А вы говорите — чудес не бывает.
Фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» вернётся к нам в конце июня 2024 года, его темой станут «Истоки великой музыки». Подробности и детали пока держатся в тайне. Так что, как говорят, следите за рекламой и приезжайте через год в уральскую столицу. Не знаю, как вы, а я там буду точно.