Фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни» в минувшие выходные захватил столицу Урала. С 30 июня по 2 июля в рамках музыкального форума прошло 120 концертов: 116 — в Екатеринбурге, и еще 4 — в Инновационном культурном центре Первоуральска. Создавая программы выступлений и визуальный образ проекта, организаторы вдохновлялись известной картиной Винсента Ван Гога «Звездная ночь». В итоге, восьмой по счету «безумный марафон» назвали «Ода ночи». Три дня музыкальную картину для нас «рисовали» более 600 артистов из 8 городов России — Омска, Новосибирска, Уфы, Перми, Белгорода, Санкт-Петербурга, Москвы и, конечно, Екатеринбурга. Расскажем, каким получилось «полотно».
Когда смотришь на картину нидерландского художника, первое, что замечаешь, — это спонтанность, динамика холста. Те же ощущения возникли и на концерте оркестра «Бубамара Брасс Бэнд». Коллектив, собранный в 2005 году Александром Каштановым, — композитором, аранжировщиком и поклонником творчества Эмира Кустурицы — сыграл для уральцев музыку народов Балканского полуострова.
По традиции «Безумных дней» идеальный концерт — 45 минутный концерт. Возможно ли за столь короткий срок дать представление о музыкальной культуре целого региона? Ведь территорию юго-восточной Европы делят множество стран — Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина и другие. У каждого народа — свои инструменты, язык и характерные ритмы. Артисты выбрали самый верный путь — не стали нагружать публику исторической справкой и разношерстными мелодиями. Они дали возможность услышать «основы основ» балканского звучания — гегемонию медных духовых, голосовые вибрации в блестящем исполнении Анастасии Бадьиной, переменчивые и «зажигательные» ритмы.
Обратили внимание на необычное название бэнда? «Бубамара» в переводе с сербского — это «божья коровка». Именно такое прозвище из-за низкого роста получила главная героиня фильма Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Благодаря этой картине у оркестра и появилось имя.
Создатель коллектива, чьи сочинения мы тоже услышали, уверен: главное в балканской музыке — не исполнение или текст песен, а душа! Поэтому с первых минут концерта артисты призывали публику забыть о всех ограничениях, раскачиваться в такт музыке и даже танцевать. Кульминацией выступления стал хоровод, который объединил сцену и зрительный зал. Многие слушатели внезапно обнаружили себя в этой веселой «цепи». Раскрепостить суровую уральскую публику категорически удалось!
Еще один коллектив, который промчался по площадкам фестиваля словно вихрь, — представители Башкирской филармонии, этно-рок-группа «Аргымак». С 2009 года артисты «выводят в свет» башкирское народное культурное наследие: соединяют аутентичные мелодии с современным электронным звуком.
На сцену группа вышла вместе с Национальным оркестром народных инструментов Республики Башкортостан. Зал затих в минутном ожидании. От напряжения, которое витало в воздухе, с оркестрового пульта упали ноты. Еще пара секунд и в пространство ворвался звук — микс мягкого тембра оркестра, сильного «голоса» курая — национального духового инструмента, рева электрогитары и горлового пения. Такая музыка заставила зрителей отбивать ритм ногами, без лишних просьб со сцены. Энергетика артистов обрушилась на зал как стихийное природное явление. Впрочем, тот, кто знает, что «Аргымак» — старинное название породистых восточных лошадей, мог предвидеть развитие событий.
Каждую композицию солист группы Ринат Рамазанов предварял коротким рассказом — объяснял смысл песни, говорил про историю ее создания. Вы когда-нибудь слышали песню про джигитов, которые добывают вкуснейший башкирский мед? А мы — слышали! И о том, что «в Башкирии самые правильные пчелы» — тоже!
Вернемся к картине... «Звездная ночь» написана в характерной для художника манере. Ее основа — мощные, густые мазки, которые Ван Гог аккуратно расположил на полотне. Так же аккуратно в программе фестиваля расположили концерты «золотого стандарта» филармонии.
Утром второго дня фестиваля мы услышали один из ярчайших образцов романтической музыки — Первый концерт для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. Солировал Юрий Мартынов — пианист и музыкант, который играет на исторических клавишных инструментах. Свою интерпретацию сочинения он представил вместе с Московским камерным оркестром «Musica Viva» под управлением Александра Рудина.
После теплого и тягучего как нуга оркестрового вступления, солист «охладил» звучание первыми же взятыми нотами. Атака была острой, как игла. Кажется, нас приучили к тому, что пассажи в музыке Шопена «разливаются» как вода. Здесь же главная тема будто перешла в другое агрегатное состояние. Ее звуки, как отдельные кристаллики льда — прозрачные и правильной формы — «падали» на мягкий, мясистый покров аккордов. Вторая часть сочинения вернула в зал волшебство и светлую мечтательность. Финальная — сначала напомнила картину импрессиониста, на которую смотришь сквозь стекло с напылением. Но радостный и праздничный настрой все равно взял верх. В целом Концерт ожидаемо спровоцировал овации зала, красота и разнообразие звучания пришлись публике по душе.
К категории «академических» мазков, дополняющих картину фестиваля, можно отнести и концерт «Оперные страсти». Свои Фантазии на темы из популярных опер представили артисты Духового квинтета Большого Театра. О каждом произведение этой интереснейшей программы можно поведать отдельную историю, что артисты с удовольствием сделали.
Флейтист коллектива Николай Попов немного рассказал о своей фантазии «Страсть и грех», которая была написана на темы из оперы Бизе «Кармен»:
«Вы конечно узнаете какие-то мотивы, но их будет не так уж много. В свое время мы хотели записать на диск сочинение Игоря Стравинского, но использовать его музыку в альбоме не удалось. Оказывается, автор запретил аранжировать свои сочинения в течение 70 лет после его смерти. Поэтому я взял музыку Бизе и переработать материал, приблизил его к стилю Стравинского».
Хотя солист предупредил, чтобы слушатели не рассчитывали на «радость узнавания», тренированное ухо постоянных гостей филармоний и оперных театров различило тему «Хабанеры», арию Хозе, куплеты Эскамильо, цыганскую песню, Сегидилью … Кажется, именно эту потрясающую музыку нужно слушать участникам программы «Угадай мелодию». Не угадать просто невозможно!
Зал ликовал, и после финала основной программы устроил артистам стоячие овации. На «Безумных днях» бисы не обязательны, но квинтет все же сыграл еще одну композицию — переложение песни Евгения Родыгина «Уральская рябинушка». Московские артисты окончательно покорили сердца слушателей, заставив людей ностальгировать и, буквально, плакать.
А мы вновь обратимся к картине. Считают, что «Звездная ночь» Ван Гога — побег от непростой реальности к звездам, другим мирам. Самое неземное и по-настоящему «волшебное» звучание можно было слышать на фестивальных концертах с участием Александра Лемешева. Этот музыкант — один из наиболее известных артистов в мире, играющих на «стеклянной арфе».
Что это за инструмент? По сути, это музыка стеклянных бокалов. Артист проводит пальцами по кромке бокала, хрустальное стекло вибрирует, и мы слышим поющий звук чем-то похожий на звук музыкальной шкатулки.
Чтобы такую «арфу» смастерить, нужно подобрать набор бокалов, который станет своеобразной клавиатурой в две или три октавы. Звук настраивается при помощи стачивания кромок бокала — объем остается одинаковым, масса становится разной, за счет чего и меняется высота звучания. Также высотность звука регулируют с помощью добавления в бокалы воды. Эту информацию мы узнали лично у музыканта. Находясь под впечатлением от концерта, слушатели обступили Александра и не отпускали за кулисы, пока он не выдал все тайны.
Может показаться, что «стеклянная арфа» — инструмент исключительно для камерного пространства. Но «Безумные дни» — время экспериментов и, кажется, организаторы попробовали все. На фестивале Александр Лемешев играл вместе с гитаристом Алексеем Корбановым, артистами струнного «Мясковский-квартета» и даже в паре с органистом Тимуром Халиуллиным. Проверено, во время экспериментов ни один слушатель не пострадал! Лишь от того, что услышать музыку «арфиста» вновь сможем еще не скоро.
Для фестиваля «Безумные дни» составили такое количество разноплановых программ, которое один человек при всем желании не сможет охватить. Зато каждый мог подобрать концерты, ориентируясь на собственные вкусы. Составить личный «музыкальный маршрут» передвижения по 9-ти площадкам проекта. В целом Свердловская филармония придерживается давно выбранного курса — продолжает «удерживать» своих постоянных слушателей и привлекать новых людей.
Говорят, если человек однажды увидел картину «Звездная ночь», то уже никогда ее не забудет. Запомнят ли так же хорошо VIII Музыкальный фестиваль «Безумные дни» 43 000 его слушателей? Сейчас ясно одно — традицию не стоит нарушать. В этом году на фестивале 100% заполняемость залов, а значит уральцы точно ждут продолжения. И кажется, Свердловская филармония на пути к этому. Фестиваль с нами восьмой год, а восьмерка — это уже бесконечность, пусть пока и перевернутая.
Текст Екатерины Поморцевой. Фото предоставлены Свердловской филармонией