В Екатеринбурге прошел музыкальный фестиваль «Безумные дни». Этот уникальный марафон классической музыки — более сотни концертов за три дня одновременно на десяти площадках — в России аналогов не имеет. Созданный в 2015 году как российский вариант международного La Folle Journee (назван в честь Бомарше) в сегодняшних реалиях фестиваль проводится с особым посылом: музыка во все времена призвана объединять, давать чувство гармонии, красоты и надежды. Неизменной остается и главная цель, которую организатор фестиваля, Свердловская филармония, формулирует как императив: сделать поклонниками классики как можно большее количество людей.
Для этого существует проверенный способ: короткие, не больше часа концерты, максимально доступные цены (не более 200 рублей) и атмосфера всеобщего праздника. Демократичный формат дает свои результаты: число неофитов возрастает от фестиваля к фестивалю, на первом их было 22 процента, на прошлогоднем — уже 43. Как всегда, большинство билетов было раскуплено заранее, в итоге — аншлаг на всех 120 концертах.
В программах приняли участие около 600 музыкантов: девять оркестров, 13 ансамблей, три хора, ведущие российские солисты, среди них — пианистка Екатерина Мечетина, певица Агунда Кулаева, скрипач Сергей Поспелов, клавесинист Юрий Мартынов, виолончелист и руководитель оркестра «Musica Viva» Александр Рудин. Этот коллектив, как и Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, — хедлайнеры фестиваля, у всех участников — напряженный график выступлений, по несколько раз в день.
Чтобы ощутить дух и драйв фестиваля, нужно хотя бы раз побывать на нем, составить свой маршрут и посетить несколько фестивальных точек. И вам откроется его неповторимая атмосфера, каждый раз связанная с новой темой. «Ода ночи» в этом году предполагала большое количество «ночной музыки», от ноктюрнов, колыбельных и серенад до всевозможных вариаций на тему. Прозвучали — и не раз — самые знаменитые «ночные» произведения, такие как Ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта, Колыбельная Клары Summertime из «Порги и Бесс» Гершвина…
Классические хиты появлялись не только в привычном облике. Так, «Лунная соната» Бетховена звучала и в традиционном исполнении пианистов, и в версиях для «Российского квартета саксофонистов», и для органа (Тимур Халиуллин). «Маленькую ночную серенаду» Моцарта играли и оркестр Musica Viva, и орган. Больше всего интерпретаций получила фортепианная миниатюра Дебюсси «Лунный свет»: кроме привычной в исполнении Екатерины Мечетиной, еще в версии для органа, для саксофонного квартета и — с особенным пианиссимо — для кларнета и фортепиано (Артур Назиуллин и Константин Тюлькин).
«Ночная» тематика провоцировала как минимум два настроения, два разных мироощущения. Экстраверты с радостью погружались в атмосферу ночных празднеств и удовольствий, и тут лидировал лихо продолжающий дело и стиль Эмира Кустурицы «Бубамара Брасс Бэнд» Александра Каштанова с его огневым темпераментом и массовыми хороводами публики. Или непреходящая любовь россиян — «История танго» Пьяццоллы. А еще музыка с дьявольской ноткой — «Пляска смерти» Сен-Санса, «Ночь на Лысой горе» и «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. Тема сновидений не раз возникала на фестивале: одно из самых мощных произведений в этом ключе — «Фантастическая симфония» Берлиоза.
Другая линия — интровертного мироощущения — связана с атмосферой утонченного восприятия музыки, рождающейся из тишины, требующей глубокого погружения. И здесь были свои вершины: программа Симфонического хора Свердловской филармонии «Лунные сонеты» — миниатюры зарубежных композиторов, в том числе с небесными аккордами «поющих бокалов». Или построенная на мерцании флажолетов пьеса «На краю ночи» С.Шаррино для виолончели соло и его же «Позволь мне умереть, не проснувшись» для кларнета с мистическими мультифониками (Студия новой музыки).
На фестивале было много новой или редко исполняемой музыки, и всегда — при полных залах! К примеру, парадоксальный и виртуозный Струнный квартет «Ночные метаморфозы» Д. Лигети (московский Rusquartet). Завораживающей красотой увлек цикл Берлиоза «Летние ночи» в филигранном исполнении Агунды Кулаевой и УАФО. Колористически тонко у Михаила Турпанова прозвучала фортепианная поэма Казеллы «Поздней ночью». Играли и музыку наших современников: Валентина Сильвестрова, Владимира Тарнопольского, Ольги Раевой. Были премьеры: мировая — «Ночная песнь Феникса» Кузьмы Бодрова и российская — Ольги Викторовой «Молитвы в ночи».
Фестиваль, поддержанный правительством Свердловской области и администрацией Екатеринбурга, был приурочен также к главной дате — 300-летию уральской столицы. Для участия в нем прибыли музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Уфы, Перми, Белгорода. А слушатели приехали из 50 городов России и Свердловской области, раскупив 43 тысячи билетов, — это рекорд культурного туризма.
Лариса Барыкина