Свое первое постпандемийное турне совершил Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса. В московском зале «Зарядье» и в Мариинском концертном зале главный коллектив Свердловской филармонии играл Брамса и Шостаковича.
Живые встречи с публикой после локдауна Свердловская филармония и УАФО начали, вероятно, раньше всех в стране. Старт 85 концертному сезону еще в августе прошлого года дал Первый фортепианный фестиваль Green Royal Fest, проведенный в формате open air. В ноябре мощно прозвучал Международный фестиваль Be@thoven, и это в тот момент, когда весь мир отменял празднества и форумы, запланированные в честь 250-летия великого немца. Затем прошли авторские фестивали Дениса Мацуева и Бориса Березовского, а март был отмечен уникальным проектом «Мясковский. Диалоги». И вот первые гастроли после перерыва длиной в год.
Дмитрий Шостакович как центральная фигура выбран не случайно, его круглой дате — 115-летию — посвящен цикл, проводимый залом «Зарядье», все симфонии Шостаковича в исполнении лучших оркестров России. Уже прозвучали 9-я, 12-я, 15-я и 11-я в исполнении НФОР, РНО, Новосибирского оркестра, за пульт вставали Владимир Спиваков, Андрей Борейко, Пьер Блёз, Томас Зандерлинг. Уральцы привезли в столицу Десятую симфонию, не раз включавшуюся в программы их зарубежных гастролей, но на российской сцене за пределами Екатеринбурга ее играли впервые. Музыка сложнейшей симфонической концепции, с мучительным и долгим процессом от суровой горечи осмысления бытия к просветленному финалу, в которой впервые появляется тема-автограф, основанная на монограмме D-Es-С-Н (инициалы композитора латиницей), вызвала невероятное воодушевление публики.
Еще перед концертом для Уральского оркестра и Дмитрия Лисса был миг торжества. По итогам 2020 года они удостоены приза Ассоциации музыкальных критиков (АМК) «За смелость и концептуальность симфонических программ, включая симфонию «Турангалила» Оливье Мессиана и ораторию «Плот „Медузы“ Ханса Вернера Хенце». Приз вручали главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая и редактор отдела культуры газеты «Коммерсантъ» Сергей Ходнев. То, что «Турангалилу» уральский оркестр за год до этого представлял в зале «Зарядье», вряд ли совпадение. Акустика этого пространства выявляет лучшие качества оркестра.
В концертном зале Мариинского театра УАФО выступал за последние годы уже в 10-й раз. Валерий Гергиев оказывает особые знаки доверия оркестру, с которым много лет назад начинал свой творческий путь. В честь Шостаковича здесь прозвучала его последняя, 15-я симфония. У Дмитрия Лисса с ней связаны особые воспоминания: «Для меня эта симфония — едва ли не самая важная в творчестве Шостаковича, самая глубокая и самая страшная. Конечно, каждый слушатель открывает в ней что-то свое, но очевидно, что в этой музыке — подведение итогов, прощание с жизнью». Пауза по окончании симфонии казалась невероятно долгой, подтвердив то впечатление настоящего и подлинного, которое музыка Шостаковича производит и сегодня.
В обоих гастрольных концертах звучал и Второй фортепианный концерт Брамса в исполнении Константина Лифшица, заменившего не приехавшего по известным причинам Барри Дугласа.
Текст: Лариса Барыкина