45. Сказочные картинки

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 13:45, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Известно, что Шуман был потрясающим композитором-портретистом. Убедитесь на музыке!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

«Сказочные картины» для альта и фортепиано (1851) – цикл из четырёх разнохарактерных пьес, созданный в последний период творчества Роберта Шумана (1810–1856). Выбирая имя этому опусу, автор опирался на популярный у романтиков «репертуар» названий, в который входило и определение «сказочный». Немецкие композиторы и литераторы эпохи романтизма будто заново открывали для себя красоту народной сказки, населяющей мир таинственными фантастическими существами, а также поэтизировали образы рыцарского средневековья и патриархальной старины. Шуман понимал «сказочность», прежде всего, как синоним воображения, фантазии и чего-то необычного. Это слово для него означало ещё и причуды романтического чувства, рождённые поэтическими порывами, явью и сновидениями.

Цикл «Сказочные картины» композитор посвятил немецкому скрипачу, альтисту и дирижёру Йозефу фон Василевскому, который в то время был помощником Шумана в его работе городским директором музыки в Дюссельдорфе. Василевский, в свою очередь, после смерти композитора опубликовал в 1858 году его первую биографию. Шуман не использует в своём произведении заголовки для отдельных пьес и, таким образом, не даёт нам никаких подсказок относительно того, что за персонажи или события могут быть изображены в каждой части. Исполнители располагают лишь лаконичными темповыми обозначениями, в случае последней, четвёртой, пьесы дополненными ремаркой «с меланхолическим выражением».

Феликс Мендельсон (1809–1847) в течение всей жизни создавал камерно-ансамблевые сочинения, экспериментируя с разными составами (от трио до октета) и сыграв значительную роль в развитии романтического направления в этой сфере. Центральное место среди них занимают два Фортепианных трио, написанные композитором в зрелые годы и часто называемые «большими» за их масштабность.

Трио № 2 фортепиано, скрипки и виолончели (1845) появилось из-под пера Мендельсона в тот период, когда он уже возглавлял Лейпцигскую консерваторию, поэтому сочинять ему удавалось в основном во время летних каникул. Мендельсон посвятил произведение своему близкому другу, композитору и скрипачу Луи Шпору, который однажды сыграл его вместе с автором. 

Четыре части сочинения следуют традиционному строению симфонического цикла – романтик Мендельсон остаётся классически мыслящим художником. Бурное драматическое начало первой части (Allegro energico e fuoco) напоминает о мендельсоновской увертюре «Гебриды» и его Шотландской симфонии. Вторая часть (Andante espressivo) представляет собой проникновенную колыбельную для фортепиано. Игривое скерцо (третья часть), подобно скерцо из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь», до последних тактов сохраняет динамику энергичного движения. Финал (Allegro appassionato) – самая известная часть Трио – примечателен тем, что в кульминационный момент в нём звучит мелодия хорала «Хвала Тебе, Иисус Христос», который ранее вдохновил многих барочных композиторов и был использован И.С. Бахом в нескольких его рождественских кантатах.

Программа концерта

  • Шуман. «Сказочные картины» для альта и фортепиано
  • Мендельсон. Фортепианное трио № 2 до минор