46. Карнавал

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля 2022, суббота, 14:00, Камерный зал филармонии, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Откройте шумановское описание бала. Эта музыка вдохновила Фокина на создание лучшего в своей жизни балета!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Франц Шуберт (1797–1828) – первый крупный представитель музыкального романтизма. В истории искусства его имя связано, прежде всего, с песней – его подлинной стихией. Однако на протяжении всей жизни композитор также создавал танцевальные фортепианные пьесы. Им написано свыше 400 вальсов, менуэтов, экосезов, галопов, а также «немецких танцев» и австро-немецких лендлеров, по сути представляющих собой одно и то же: неторопливые, с простой мелодией, трёхдольные предшественники вальса. В творчестве Шуберта они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой и поднимаются на уровень большого искусства. 

Роберт Шуман (1810–1856) также относится к первому поколению композиторов-романтиков. В своих фортепианных композициях он часто выступает как рассказчик-новеллист, разворачивающий перед слушателем пёструю вереницу контрастных образов. Вот почему с самого начала творческого пути излюбленной формой для него стал сюитный цикл миниатюр. 

В цикле «Карнавале», состоящем из 22 пьес, одна за другой проносятся сценки, бытовые зарисовки, танцы, карнавальные маски… Здесь традиционные Пьерро и Арлекин, Панталоне и Коломбина; фантастические маски «Танцующих букв», оригинальные «Кокетка» и «Бабочки». В названиях пьес отразилось многое из личной жизни автора. В пёстрой толпе мелькают знакомые фигуры давидсбюндлеров (борцов с мещанским отношением к музыке): всегда неразлучные Флорестан и Эвсебий (имена вымышленных героев, которыми Шуман подписывал свои рецензии, и полярные грани его индивидуальности), а также Шопен и Паганини. Под видом Киарины и Эстреллы появляются Клара (будущая супруга Шумана) и Эрнестина (его юношеское увлечение). «Узнавание», «Признание», весёлые прогулки и танцы («Прогулка») дополняют красочность рисуемой картины. К концу «Карнавала» романтики-давидсбюндлеры повергают в прах филистеров – музыкальных эпигонов. В 1910 году хореограф Михаил Фокин, вдохновлённый произведением Шумана, создал балет на эту музыку, которая была специально по этому случаю оркестрована.

Фортепианный цикл «Карнавал» ор. 9 (1834):

1. Преамбула
2. Пьеро
3. Арлекин
4. Благородный вальс
5. Эвсебий
6. Флорестан
7. Кокетка
8. Реплика
9. Сфинксы
10. Бабочки
11. Танцующие буквы A.S.C.H.–S.C.H.A
12. Киарина
13. Шопен
14. Эстрелла
15. Узнавание
16. Панталоне и Коломбина
17. Немецкий вальс
18. Паганини
19. Признание
20. Прогулка
21. Пауза
22. Марш давидсбюндлеров

 

Программа концерта

  • Шуман. «Карнавал»
  • Шуберт. Шестнадцать немецких танцев

   

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!