39. Неоконченный квартет

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 12:00, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Откройте изящный и красочный опус юного Рахманинова.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Сергей Рахманинов (1873–1943) при жизни был знаменит как пианист-композитор и прославился, прежде всего, своими фортепианными концертами, множеством пьес для фортепиано соло, а также симфониями, романсами и хоровой музыкой. Однако он не проявлял большого интереса к жанру камерного инструментального ансамбля, возможно, чувствуя, что эта область не соответствует его склонности к выражению патетических или пейзажных образов. Наиболее значительными произведениями Рахманинова в этой сфере стали «Элегическое трио» памяти Чайковского и Виолончельная соната. 

В молодости композитор дважды пытался написать струнный квартет и оба раза оставил сочинения незаконченными. Квартет № 1 соль минор возник в годы его ученичества в Московской консерватории, когда Рахманинову было всего 17 лет. В первой части – Романсе, полном тоски и томления, – легко заметить влияния музыки Чайковского, а также обаятельные моменты в применении пиццикато и тремоло. Вторая часть, стремительное мажорное Скерцо, скорее написана в духе представителей «Могучей кучки» Бородина и Балакирева. Известно, что в 1891 году обе части квартета были сыграны студенческим оркестром. Возрождение этой музыки произошло уже после смерти композитора – в 1945 году, когда сочинение было исполнено легендарным Квартетом имени Бетховена.

Созданию последнего крупного сочинения Феликса Мендельсона (1809–1847) – Струнного квартета № 6 фа минор – сопутствовали трагические обстоятельства. В мае 1847 года внезапно умерла Фанни – сестра композитора, которая была на три с половиной года его старше и обладала незаурядной музыкальной одарённостью. Она была талантливой пианисткой и вокалисткой, голосом которой восхищался Гёте, и оставила после себя множество собственных произведений. Причиной её смерти стал инсульт, произошедший во время исполнения на сцене домашнего театра кантаты Мендельсона «Первая Вальпургиева ночь». Для композитора кончина любимой сестры стала тяжёлым ударом, и Квартет № 6 он создавал как «Реквием по Фанни», как шедевр, вырванный из сердца. 

Формально этот квартет построен по классическим канонам, как и предыдущие. Однако здесь обычное чувство сдержанности Мендельсона отступает, выплёскивая наружу отчаяние и ярость. В музыку проникает прежде чуждое композитору ощущение дисгармонии, переходы от одной темы к другой становятся резкими и внезапными. И уже в первой части (Allegro) появляется нехарактерное для его стиля звучание всех инструментов в октаву, у классиков часто символизирующее неумолимый рок. Жёсткие, «пустые» октавы возвращаются во второй части, которую Мендельсон на сей раз не назвал скерцо (то есть «шуткой»), оставив лишь указания темпа. Третья часть (Adagio) словно находится за пределами этого мира, а финал не даёт никакой надежды на утешение.

Впервые Мендельсон сыграл этот квартет 5 октября 1847 года в своём доме для гостя, пианиста и педагога Игнаца Мошелеса. Первое публичное исполнение произведения состоялось в Лейпцигской консерватории 4 ноября 1848 года – спустя ровно год после смерти композитора.

Программа концерта

  • Рахманинов. Струнный квартет № 1 «Неоконченный»
  • Мендельсон. Струнный квартет № 6