Описание
В изысканной программе Камерного хора Московской консерватории прозвучит не только музыка Рахманинова, но и транскрипции его сочинений, выполненные молодыми музыкантами и те произведения, которые являются продолжением линии Рахманинова в современном хоровом исполнительском искусстве. А во втором отделении — сочинения западноевропейских композиторов, органичным образом дополняющие фестивальную тему.
Программа концерта подобрана и выстроена с большой любовью, глубоким знанием традиции и её развития. В ней соединились поклонение Богу, Деве Марии, природе, искусству, любимой женщине-музе («Ave Maya» Родиона Щедрина) и даже самом чувству любви и способности молиться. Традиция эта показана в программе с конца XVIII века (концерт Дмитрия Бортнянского) — до шедевров Чеснокова, Рахманинова, Свиридова, и современности, представленной опусами Альфреда Шнитке, Татьяны Шатковской, Александра Клевицкого, уральца Вячеслава Зуева... Самая свежая по времени — «Ода Петру Первому» Петра Корягина — впервые исполнена в 2022 году, в честь 350-летия со дня рождения российского императора.
«Аллилуйя», прославление, воспевание, «Хвалите Господа», «Да святится Имя Твое», «Ave» (радуйся), «Gloria» (слава) — всё это о чувстве благодарности и признании существования Высшей силы как спасителя от всех бед и грехов. Эти простые и глубокие слова, делающие человека человеком, соединили Ветхий и Новый Завет, разные эпохи христианства и разные конфессии, а сегодня объединяют и умиротворяют сердца самых разных людей.
В программе есть внутренние «сюжеты» — исторический (через три века русской музыки) и культурологический (переклички с зарубежной традицией); своеобразные «рифмы» — «Вокализ» Рахманинова, «Хорал» Кузьмы Бодрова и «Вокализ» Сергея Екимова; а христианские образы услышаны не только в церковно-славянских и латинских текстах, но и в стихах А. К. Толстого, С. Есенина, М. Лермонтова.
Во второе отделение включены «хиты» зарубежной духовной музыки: хоральная прелюдия Баха, принёсшая особую глубину «Солярису» Тарковского, «Аллилуйя» Генделя, которую в Англии слушают стоя, «Ave verum», по праву считающийся одним из красивейших произведений Моцарта, известная «Gloria» Вивальди и «Ave Maria» Каччини, где женское соло создаёт эффект ангельского голоса под куполом храма.
Программа концерта
- Бортнянский. Концерт «Тебе Бога хвалим» для двух хоров
- Чайковский. «Хвалите Господа с небес» из «Литургии св. Иоанна Златоуста»
- Танеев. «Но вечным сном»
- Стравинский. «Верую» из цикла «Три хора на церковно-славянские тексты»
- Чесноков. «Совет превечный»
- Рахманинов. «Здесь хорошо»
- Рахманинов. «Пантелей-целитель»
- Рахманинов. Вокализ
- Шнитке. «Отче наш» из цикла «Три духовных хора»
- Шатковская. «Богородице Дево, радуйся»
- Щедрин. «Да святится Имя Твое» из русской литургии «Запечатленный ангел»
- Зуев. «Не от холода рябинушка дрожит»
- Свиридов. «Любовь святая»
- Корягин. «Ода Петру Первому»
- Бах—Гуно—Щедрин. «Ave Maya»
- Бах И. С. Хоральная прелюдия фа минор
- Вивальди. Глория
- Моцарт. «Ave verum corpus»
- Гендель. «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
- Бодров. Хорал
- Екимов. Вокализ для сопрано, хора и фортепиано
- Клевицкий. Молитва
- Томпсон. «Alleluia»
- Каччини. «Ave Maria»
- Скрябин. «Слава искусству!»
Организаторы фестиваля — региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Свердловской области и Свердловская государственная академическая филармония.
Видео
Видео с трансляции лекции «Хоровая музыка Сергея Рахманинова. Взгляд в будущее»