Диалог с судьбой

Концерт в проекте Мясковский. Диалоги
13 марта, суббота, 18:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Хор, оркестр и солисты

Концерт в двух отделениях (120 минут)

Описание

«Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия», – такое впечатление на современников произвела премьера Шестой симфонии Мясковского. Если Чайковский в своей симфонии прощался с земной жизнью, то Мясковский здесь попрощался и с погибшими родными, и со всей дореволюционной Россией, ушедшей на его глазах под воду истории.

На протяжении XX века Шестую Мясковского пытались «оправдать» и вписать в образцовый путь советского композитора. В XXI веке, она уже способна восприниматься как обнажённая, кровавая правда о разломе эпохи, который прошёл прямо через жизнь и сердце Мясковского. Гибель отца, в 1918 году растерзанного озверелыми солдатами, смерть тёти, ставшей для композитора второй матерью, в 1921-м, тяготы фронтовой жизни на полях Первой мировой и Гражданской войны – эти личные испытания «проехали» по композитору всей тяжестью невзгод и умножились знанием о немыслимых человеческих жертвах.

Мясковский, которого окрестили «художественной совестью нашей музыки», судил эпоху по совести. В своей симфонии-трагедии он выступил голосом русской интеллигенции, попавшей под безжалостный каток истории. Страдание было столь запредельно, что не могло исчерпаться интонациями причитания и потребовало введения хорового заупокойного стиха «Как душа с телом расставалась». Шестая симфония стала таким же подлинным документом исторической катастрофы, как «Окаянные дни» И. Бунина, «Доктор Живаго» Б. Пастернака или «Белая гвардия» М. Булгакова.

Великая Отечественная война застала Мясковского уже в 60-летнем возрасте, но с неизменным офицерским стоицизмом: «духом не падаю – наше поражение просто неестественно». Его музыку этого времени всё больше наполняют настроения элегичности и лиризма. Именно таков поздний шедевр композитора Концерт для виолончели с оркестром (1944), в котором голос виолончели звучит, будто тихая «память сердца».

Программа концерта

  • Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром
  • Мясковский. Симфония № 6

  

Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Звезды XXI века: Александр Рамм
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Все видео
Все фотографии