Продажа абонементов сезона 2021/2022 открыта

A Dialogue With Fate

The concert Part of Myaskovsky. Dialogues
13 March, Saturday, 18:00, Philharmonic Great Hall, Екатеринбург
Хор, оркестр и солисты

Concert in two parts with intermission (120 min)

Description

“Some prominent musicians wept, and some were saying that after Tchaikovsky's Sixth this is the first symphony worthy of this name,” – so powerful was the impression the premiere of Myaskovsky's Sixth Symphony produced on his contemporaries. While Tchaikovsky in his symphony said goodbye to the earthly life, Myaskovsky in his Sixth said goodbye to his deceased family, and to all the pre-revolutionary Russia, that went under the sea of history before his eyes.

Throughout the 20th century, they tried to “justify” the Myaskovsky’s Sixth and fit it into the exemplary path of the Soviet composer. In the 21st century, it can finally be perceived with open eyes as the naked, bloody truth about the breakup of the epoch, which went right through the life and heart of Myaskovsky. The death of his old father, brutally murdered by soldiers in 1918, the death of his dearly loved aunt, who was a mother to him since he was eight, in 1921, the hardships of the frontline service on the fields of the First World War and the Civil War - these personal travails "rode" over the composer with all the weight of adversity and were multiplied by his awareness of unthinkable human sacrifices.

Myaskovsky, who was nicknamed "the artistic conscience of our music," depicted the era in all fairness. In his symphony-tragedy, he spoke as the voice of the Russian intelligentsia, who fell under the ruthless roller of history. The suffering was so transcendental that it could not be fully expressed by the lament intonations and called for the introduction of the choral funeral verse "As the soul parted with the body." The Sixth Symphony became an authentic documentation of the historic catastrophe, as did the Cursed Days by Ivan Bunin, Doctor Zhivago by Boris Pasternak, and the White Guard by Mikhail Bulgakov.

The Great Patriotic War found Myaskovsky already in his 60-s, but having the same stoicism of an officer: "I don't lose heart - our defeat would be simply unnatural." His music of that period is increasingly filled with moods of melancholy and lyricism. This is precisely what the composer's late masterpiece, the Cello Concerto (1944), in which the cello's voice sounds like a quiet “memory of the heart”, is like.

The concert program

  • Myaskovsky. Cello Concerto in C minor, Op. 66 (1944-45)
  • Myaskovsky. Symphony No. 6 in E-flat minor, Op. 23 (1923)

  

This livestream is free of charge

Интересное с прошлых концертов
Звезды XXI века: Александр Рамм
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
All video recordings
All photos

Диалог с судьбой

Концерт в проекте Мясковский. Диалоги
13 марта, суббота, 18:00, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Хор, оркестр и солисты

Концерт в двух отделениях (120 минут)

Описание

«Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия», – такое впечатление на современников произвела премьера Шестой симфонии Мясковского. Если Чайковский в своей симфонии прощался с земной жизнью, то Мясковский здесь попрощался и с погибшими родными, и со всей дореволюционной Россией, ушедшей на его глазах под воду истории.

На протяжении XX века Шестую Мясковского пытались «оправдать» и вписать в образцовый путь советского композитора. В XXI веке, она уже способна восприниматься как обнажённая, кровавая правда о разломе эпохи, который прошёл прямо через жизнь и сердце Мясковского. Гибель отца, в 1918 году растерзанного озверелыми солдатами, смерть тёти, ставшей для композитора второй матерью, в 1921-м, тяготы фронтовой жизни на полях Первой мировой и Гражданской войны – эти личные испытания «проехали» по композитору всей тяжестью невзгод и умножились знанием о немыслимых человеческих жертвах.

Мясковский, которого окрестили «художественной совестью нашей музыки», судил эпоху по совести. В своей симфонии-трагедии он выступил голосом русской интеллигенции, попавшей под безжалостный каток истории. Страдание было столь запредельно, что не могло исчерпаться интонациями причитания и потребовало введения хорового заупокойного стиха «Как душа с телом расставалась». Шестая симфония стала таким же подлинным документом исторической катастрофы, как «Окаянные дни» И. Бунина, «Доктор Живаго» Б. Пастернака или «Белая гвардия» М. Булгакова.

Великая Отечественная война застала Мясковского уже в 60-летнем возрасте, но с неизменным офицерским стоицизмом: «духом не падаю – наше поражение просто неестественно». Его музыку этого времени всё больше наполняют настроения элегичности и лиризма. Именно таков поздний шедевр композитора Концерт для виолончели с оркестром (1944), в котором голос виолончели звучит, будто тихая «память сердца».

Программа концерта

  • Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром
  • Мясковский. Симфония № 6

  

Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Звезды XXI века: Александр Рамм
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Все видео
Все фотографии