Новый диск с Урала предлагает свежее и отточенное звучание симфонии Рахманинова

28 февраля 2024
28 февраля, 2024
Коллективы
УАФО

Рецензия на диск:

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Симфония № 2, op. 27 ми минор (1906–1907)
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
запись 2021, Большой зал Свердловской филармонии
Fuga Libera (Бельгия) FUG 816 (2023)

Опубликовано в музыкальном журнале Musicweb International (Великобритания), август 2023 года

Записанный к 150-летию со дня рождения Рахманинова, данный релиз стал третьим в серии записей этого прекрасного русского оркестра на лейбле Fuga Libera. В этом году на том же лейбле выйдет еще один альбом Рахманинова, посвященный его хоровым произведениям, с участием Симфонического хора Свердловской филармонии. Я был впечатлен предыдущими записями – Второго фортепианного концерта и Второй симфонии Прокофьева, а также Десятой симфонии Шостаковича, сделанными Уральским филармоническим оркестром под управлением художественного руководителя Дмитрия Лисса. Впервые я познакомился с этим оркестром два года назад, когда в Екатеринбурге проходил фестиваль, посвященный забытому русскому композитору Николаю Мясковскому (1881–1950), в рамках которого Лисс дирижировал грандиозным исполнением Шестой симфонии.

Когда российские оркестры регулярно гастролировали по Европе, наши концертные залы посещали преимущественно московские или петербургские коллективы. Уровень российских региональных оркестров сегодня резко возрос благодаря переоснащению инструментальной базы и увеличению финансирования. Екатеринбург находится в центре огромного промышленного региона, и уровень его благосостояния привел к тому, чтобы построить там новый суперсовременный концертный зал. Эта запись была сделана после прекрасного исполнения симфонии в абонементной серии концертов, доступной в интернете.

Всего несколько недель назад я посетил в Дрездене места, где жил Рахманинов со своей семьей и где он писал Вторую симфонию. Сегодня, спустя много лет после того, как историческое здание сгорело, там стоит новый современный дом, окруженный высокими деревьями и цветами; рядом — лес и покрытые зеленью берега Эльбы, и нетрудно увидеть, как природа помогла русскому композитору оправиться от депрессии после провала его Первой симфонии. Вероятно, годы пребывания Рахманинова в Дрездене были счастливыми; там же он написал свою симфоническую поэму «Остров мертвых» и Первую фортепианную сонату.

Вступительное Largo начинается с мотива в басовом регистре у низких струнных, и, будто давая отсрочку от великой печали, скрипки вводят дополнительную тему — словно солнечный свет пробивается сквозь темные тучи. Пышное звучание струнных здесь позволяет явственно ощутить гармоническое богатство партитуры. Лисс управляет мягким переходом к Allegro moderato, делая это с чуткостью и твердым контролем. Краски деревянных духовых становятся ярче, а великолепное страстное звучание струнных становится задумчивым в более теплом и радостном пассаже. Солирующие эпизоды скрипки и кларнета разжигают бурную страсть, а медные духовые усиливают напряженность, достигая кульминации с участием тарелок. В восходящие и нисходящие созвучия струнных вмешиваются лишь элегантные деревянные, дополненные прекрасными звуками солирующей валторны, вслед за которыми медь приводит эту часть к ликующему завершению.

Вторая часть, Allegro molto, начинается захватывающе в звучании струнных, а вторая тема подобна тому, как на лесную поляну падают солнечные лучи — и вдруг внезапный грохот перкуссии переносит нас в иной мир, наполненный драматизмом и неопределенностью.

Третья часть, Adagio, открывается выразительными струнными с великолепной волнующей темой, прерываемой лишь соло кларнета, поддержанным тоскливым голосом гобоя, после чего струнные вновь поют главную тему.

Финал, Allegro vivace, открывается волнующим радостным всплеском — словно вырываешься из мира безнадежности. Лисс управляет своими музыкантами, будучи поддержан виртуозной игрой деревянных духовых, и мастерски приводит к наивысшей точке, доводя симфонию до жизнеутверждающей и торжествующей кульминации.

Конечно, существуют альтернативные версии этой симфонии, и, безусловно, записи Превина, Ашкенази и Янсонса входят в число лучших, но новый диск с Урала предлагает свежее и отточенное звучание в великолепно чистой записи. Думаю, с этой екатеринбургской записью может соперничать только недавняя версия от Государственного академического симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского, хотя она доступна только в виде скачивания.

Релиз выходит в картонной складывающейся упаковке с цветными и черно-белыми фотографиями оркестра и дирижера на разворотах и 14-страничным буклетом с аннотациями, рассказывающими о композиторе, музыке и исполнителях на русском, английском и французском языках.

Грегор Тэсси

Перевод Ю. Григорьевой

Источник: MusicWeb International

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!