Американский журнал Fanfare о диске УАФО со Второй симфонией Рахманинова

28 сентября 2023
28 сентября, 2023
Коллективы
УАФО

Рецензия на диск:

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Симфония № 2, соч. 27 ми минор (1906–1907)
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
запись 2021, Большой зал Свердловской филармонии
Fuga Libera (Бельгия) FUG 816 (2023)

Опубликовано в музыкальном журнале Fanfare (США), 28 сентября 2023

Эта запись подобралась ко мне как-то незаметно. Первая часть её местами бледна, начальная тема Allegro сдержанна, а лирическая побочная — чересчур медленна (в действительности указание темпа в ней выше, чем в предшествующем фрагменте); начало разработки малоэнергичное. Экспозиция в первой части не повторяется. Однако с самого начала обращаешь внимание на звучание, которое записано с необычайной прозрачностью и в котором отчётливо слышен и важен тембр тубы.

Затем в неожиданно быстром темпе начинается скерцо; темп фуги, образующей трио второй части, поистине устрашающий. Уральский филармонический оркестр, с которым до этого времени я не был знаком, блестяще справляется с темпом, заданным Лиссом.

Соло кларнета в Adagio — одно из самых привлекательных на диске, оно отличается впечатляющей степенью контроля дыхания. Важно отметить также потрясающее звучание оркестра, обогащённое голосами внутри фактуры, прекрасно различимыми, но не заглушающими основной материал. Отмечая эту прозрачность звучания в своём обзоре стриминга этой записи в Fanfare 47:1, Стивен Крюгер пишет: «Кто знал, к примеру, что Адажио завершается тихими трелями духовых в тени струнных?» Нет, это не так, если только Крюгер не ссылается на единственную трель виолончелей и фагота, звучащую за пять тактов до конца...

Симфония исполняется целиком, за исключением повтора в первой части, что несколько необычно для России, где на протяжении многих поколений в финале делали большие сокращения. Записанное звучание выдающееся, как я уже отмечал выше, и, за исключением нескольких неоднозначных решений в первой части, Лисс даёт убедительную интерпретацию. (Ещё одна оговорка: главная тема в финале могла бы быть более экспансивной.) Эта версия не совсем совпадает с предпочитаемыми мною версиями Э. Литтона (BIS), Д. Нозеды и Д. Цинмана, однако мало в чём им уступает. Горячо рекомендую.

Ричард А. Каплан

Источник: Fanfare Archive

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!