Очарование безумства

1 июля 2023
1 июля, 2023
Безумные дни в Екатеринбурге
Фестивали

Прекрасно, что в нашем изменчивом и хрупком мире есть то, что помогает в вихре текущих событий не утерять главные смыслы. Фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни в Екатеринбурге», возникший в 2015 году в иных реалиях, созданный по лекалам и принципам одноимённого французского форума, сегодня обретает новое значение. В мире, раздираемом противоречиями и конфликтами, для тех из нас, кто живёт классической музыкой, он становится средоточием гармонии и красоты, вечных, непреходящих ценностей, помогая сохранить душевное равновесие и верные нравственные ориентиры.

Этот музыкальный марафон не имеет аналогов в нашей стране. Каждый год в конце июня — начале июля в Екатеринбурге за три дня проходит более 100 концертов, и каких! Звучит музыка от Средневековья и Ренессанса до написанной буквально только что; множество жанров — от монументальных симфоний и хоровых полотен до камерных и сольных произведений, разнообразие стилей — от высокой классики до джаза, рока, этники и фламенко…

Но дело не только в многоцветии эпох, жанров и стилей. В афише «Безумных дней» — звезды российского исполнительства, чье выступление становится событием в любой точке мира. Это не только флагман фестиваля и главный коллектив Свердловской филармонии — Уральский академический филармонический оркестр во главе с маэстро Дмитрием Лиссом, но и постоянные участники форума в течение многих лет — Александр Рудин и руководимый им Камерный оркестр «Musica Viva», пианистка Екатерина Мечетина, певица Агунда Кулаева, клавесинист Юрий Мартынов, ансамбль «Студия новой музыки»… Всего же в «Безумных днях»-2023 участвуют около 600 музыкантов: 9 оркестров, 13 ансамблей, 3 хора и более 30 солистов.

Масштабное мероприятие проходит при комплексной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Свердловской области, Администрации Екатеринбурга. Главный спонсор фестиваля 2023 — ООО «ФОРЭС». Среди других спонсоров и партнеров — МНТК «Микрохирургия глаза» (эта организация приобрела для своих сотрудников внушительный пакет фестивальных билетов — 2500 штук!), а также Уральский федеральный университет, Сбербанк России, Уральский оптико-механический завод.

По словам организаторов форума, директора Свердловской филармонии Александра Колотурского и его первого заместителя по творческой деятельности Рустема Хасанова, главная цель фестиваля — привлечь к музыкальному искусству новую публику. И эту сложнейшую, амбициозную задачу Свердловская филармония год за годом решает очень убедительно. Судите сами: если на первом фестивале, прошедшем в 2015 году, неофиты составили 22% от числа зрителей, то на форуме прошлого года эта цифра увеличилась вдвое, составив впечатляющие 43%. То есть почти половина фестивальной публики — люди, впервые пришедшие в филармонические залы! Достижение, достойное любой престижной книги рекордов.

За счет чего достигается такой результат? Помимо высочайшего исполнительского уровня и максимального разнообразия программ, где каждый находит музыку по своему вкусу, успех фестиваля обеспечивает его особый формат и продуманная логистика.

В течение трёх дней с раннего утра и до позднего вечера в историческом центре Екатеринбурга, в лучших залах города, расположенных в шаговой доступности друг от друга, проходят концерты в одном отделении, длительностью не больше часа. При этом число залов неуклонно растет — например, в этом году фестиваль впервые примет библиотека храма Вознесения Господня, и общее количество площадок (учитывая зал в городе Первоуральске Свердловской области, где состоятся 4 концерта) достигнет 10. Таким образом, в течение дня каждый слушатель имеет возможность посетить до 12 музыкальных событий высочайшего качества, услышать самую разную музыку в лучшем исполнении. А если прибавить к этому предельно демократичную ценовую политику: стоимость любого фестивального билета с самого первого фестиваля 2015 года держится на уровне 200 рублей, — то главные слагаемые успеха налицо.

Каждый фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» неповторим, подчинен той ли иной теме. Например, первый форум, проведенный в 2015 году, назывался «Страсти земные и небесные». Потом были «Музыка странствий», «Неслучайные встречи», «К новым берегам» и другие… Год назад в центре внимания было творчество первых романтиков, название нынешнего фестиваля — «Ода Ночи». События форума с разных сторон раскрывают содержание и смысл заявленной тематики — благо за многовековую историю созданы тысячи и тысячи образцов «ночной» музыки. Это и ноктюрны, и серенады, и колыбельные, и всевозможные «лунные», «звездные» циклы… Список поистине неисчерпаем.

Выбирать концерты среди фестивального изобилия и строить собственный «маршрут» на день — отдельное удовольствие для музыкальных гурманов.

Ваш покорный слуга начал свою программу с выступления Александра Рудина и Камерного оркестра «Musica Viva» в Большом зале Екатеринбургского Театра юного зрителя. Коллектив исполнил серенады для струнных Моцарта и Чайковского — как всегда, стильно и с прекрасным чувством ансамбля, задав своего рода фестивальный камертон — очень высокую исполнительскую планку. Затем легкая пробежка до здания Свердловской филармонии — и вот уже звучит увертюра к опере Россини «Золушка», в поистине образцовом исполнении Уральского академического филармонического оркестра под управлением маэстро Дмитрия Лисса — летящая вперед, фонтанирующая весельем и энергией, со стильными, идеально сыгранными соло духовых. Следом — изысканный Второй фортепианный концерт Шопена с блистательной солисткой Екатериной Мечетиной. Пианистка и дирижер прочли шопеновский шедевр как бы из конца XIX века, сквозь призму симфонизма поздних романтиков и, не потеряв изящества и тонкости, он обрел крупный масштаб и даже монументальность. Кстати, Екатерина стала своеобразным талисманом, прекрасным и узнаваемым лицом фестиваля, играя здесь музыку самых разных стилей и жанров — и соло, и с оркестром, и в камерных ансамблях. Уральская публика обожает Мечетину, у нее здесь собственный круг фанатов. В эти дни у поклонников таланта Екатерины настоящий праздник — пианистка участвует в фестивале с самых первых концертов до финального гала, выходя на сцену в общей сложности 6 раз!

Еще один поворот калейдоскопа — и в историческом Зале Маклецкого, в здании Свердловского музыкального училища, через дорогу от филармонии, слушаем посвященную ночной тематике великую хоровую музыку Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, а также обработки народных песен — поет Симфонический хор Свердловской филармонии под управлением своего художественного руководителя, маэстро Андрея Петренко.

Дальше — мощное крещендо. В Большом заде филармонии в исполнении неутомимого оркестра «Musica Viva» во главе с Александром Рудиным звучит знаменитая «Ночная стража в Мадриде» Луиджи Боккерини — изумительное сочинение, полное остроумных находок и визуальных ассоциаций, переданных оркестром — от звона шпаг и трубных сигналов до гитарных переборов и исполнения томных серенад. Его сменяет редко исполняемая пьеса «Ночь» для струнного квартета Эрнеста Блоха — полная полутонов, тайн и мистики. В финале концерта — «Просветленная ночь», ранняя камерная симфония Арнольда Шенберга. Она написана в позднеромантическом духе, но отдельные фрагменты уже предвещают будущего радикального новатора.

А вечером 30 июня в Большом зале Свердловской филармонии состоялась кульминация не только первого дня, но, возможно и всего фестиваля — концерт-событие, концерт-сенсация. Ради него одного стоило бросить всё и приехать в Екатеринбург. Очень по-своему, глубоко и точно раскрывая «ночную» тему фестиваля, главный уральский оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса на одном дыхании сыграл Седьмую симфонию Густава Малера, озаглавленную автором «Ночная песнь». Огромное, пятичастное произведение, длящееся более полутора часов — симфония-монстр, симфония-сфинкс, самое загадочное сочинение величайшего симфониста. Оно невероятно трудно для исполнения — огромный оркестр автор трактует как ансамбль солистов-виртуозов, поручая почти всем инструментам нереально сложные соло — и с технической, и с художественной точки зрения. Может быть, поэтому Седьмая малеровская симфония почти не звучит в концертах — не каждому коллективу и дирижеру по силам покорить этот симфонический Эверест. Скажу со всей ответственностью — маэстро Лиссу и Уральскому академическому филармоническому оркестру это удалось. И удалось блистательно. На пределе, а иногда и за пределом возможного. То, что совершили в этот вечер оркестранты и дирижер — настоящий музыкантский подвиг. И свердловская публика, очень чуткая и взыскательная, ответила на этот порыв долгой стоячей овацией.

Завершил первый фестивальный день шикарный десерт под названием «Ночь в опере». На открытом воздухе, в саду Вайнера, примыкающем к зданию Свердловской филармонии, Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением своего главного дирижера — молодого талантливого маэстро Дмитрия Филатова исполнил оперные хиты Моцарта, Россини, Верди, Рахманинова, Рубинштейна вместе с солистами — Клавдией Башкировой, Ольгой Вутирас и Алексеем Фроловым. Концерт, собравший самую многочисленную аудиторию первого дня (около 2000 человек!), привлек не только зрителей, но и летавших над садом ласточек — организовав собственный ансамбль, они старательно подпевали, часто попадая в тональность музыки! Ко двору пришлась и знаменитая полька Иоганна Штрауса «На охоте». А завершился музыкальный праздник фейерверком из конфетти в исполнении маэстро Филатова, продемонстрировавшего свое искусство и в обращении с пиротехникой — к полному восторгу публики!

Фестиваль «Безумные дни»-2023 стартовал на очень высокой ноте. Во второй день публику тоже ждет множество событий с восклицательным знаком: сольный концерт Екатерины Мечетиной, две вершины романтизма от маэстро Лисса и его оркестра — «Фантастическая симфония» Берлиоза и фрагменты из культовой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», проект «На краю ночи» с пронзительными авангардными звучаниями Сальваторе Шаррино (ансамбль «Студия новой музыки»), российская премьера камерного сочинения Ольги Викторовой «Молитвы в ночи»… А еще шедевры барокко от Александра Рудина и оркестра «Musica Viva», огонь фламенко (Алексей Корбанов и ансамбль «Сovara»), а на закуску немного экзотики — музыка Балкан (Оркестр Александра Каштанова «Бубамара Брасс Бэнд») и сочинения для органа и стеклянной арфы (Александр Лемешев и Тимур Халиуллин). Обо всем этом и о многом другом — в нашем следующем репортаже из Екатеринбурга с фестиваля «Безумные дни»-2023.

Роман Берченко, из Екатеринбурга для радио «Орфей»

Источник: Радио «Орфей»

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!