«Пришлось отменить 300 концертов». Французский музыкант прилетел на Урал, не испугавшись карантина

9 июля 2021
9 июля, 2021

В Екатеринбурге прошел фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни». На него приехали музыканты из разных стран. Среди них — Рафаэль Севэр, один из самых молодых представителей кларнетовой школы.

Рафаэль начал профессиональную карьеру в 14 лет, сейчас он выступает на самых престижных сценах мира. На «Безумных днях» он совместно с Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением Павла Петренко исполнил произведения Моцарта.

— Вы очень рано начали музыкальную карьеру. В чем причина вашего успеха?

— Довольно сложно ответить на этот вопрос. Но я могу сказать, что оба моих родителя музыканты, поэтому они меня очень поддерживали в моем стремлении заниматься музыкой. Я очень рано, с самого детства попал в музыкальную атмосферу, родители поощряли все мои занятия, поощряли то, что я очень рано начал работать над своей техникой и много работал над этим. Они также специально подобрали школу с музыкальным уклоном, благодаря которой я очень рано поступил в Большую Парижскую консерваторию. Потом начались концерты, новые знакомства, участие в конкурсах. Все это шло как снежный ком — с каждым разом все больше и больше. Но в естественном порядке вещей.

— Вы выступали с сольными концертами на различных площадках в разных городах, странах. Отличается ли аудитория, и что вы можете сказать об уральских слушателях?

— Да, конечно. То, как принимают артиста в разных странах, конечно отличается. То, что я конкретно отметил здесь, на Урале — здесь публика откровенная и честная. Если что-то им нравится, то это чувствуется, это слышно. К сожалению, в некоторых странах, хотя звучат аплодисменты, но чувствуется что-то фальшивое в этом, если вы понимаете, о чем я. Если публике что-то понравилось, то такое выступление, конечно, ждет успех. Я хотел бы отметить, что здесь аудитория прекрасно слушает музыку, прекрасно воспринимает, с огромным вниманием, это очень хорошо.

— Как вам работать с нашими музыкантами?

— Мне очень понравилось с ними играть. У меня было выступление с оркестром молодых исполнителей Урала, у них очень высокий уровень. Я их похвалил. Не всегда у молодых музыкантов такой высокий уровень. А здесь чувствовался профессионализм. Еще хотелось бы сказать об оркестре вашей филармонии, потому что это оркестр прекрасных музыкантов, который очень хорошо знают в Западной Европе. С ними выступать тоже было огромным удовольствием.

— Вы второй раз в Екатеринбурге. Как часто вы бываете в России? Что вас привлекает или удивляет в местных людях и городах?

— К сожалению, нечасто случайно случается побывать в России. Из мест, которые я хотел бы посетить — конечно, Санкт-Петербург. Этот город очень известен своей красотой в Западной Европе. Мы все видели эти прекрасные пейзажи, очень хотелось бы их посмотреть вживую. Конечно, хотелось бы посмотреть Москву и выступить там, как в столице России. Еще хотелось бы отметить, что я очень большой поклонник игры в шахматы. Так как Россия занимает одно из ведущих мест в мире по числу чемпионов по шахматам, мне бы хотелось когда-нибудь, может быть, поиграть в шахматы и здесь.

— Как вы стали участником фестиваля «Безумные дни»?

— Организатор этого фестиваля Рене Мартен открыл меня, когда мне было еще только 12 или 13 лет, не помню точно. Тогда я выиграл в конкурсе, и меня пригласили на радио. Он услышал, как я играю, оценил и пригласил меня участвовать в «Безумных днях», которые проходили в Нанте. Таким образом, каждый год я стал приезжать на этот фестиваль, каждый раз с новым репертуаром, каждый раз что-то добавляя. Я очень привязался, прикипел душой к этому фестивалю. Так все и получилось.

— Из-за пандемии были ли какие-то сложности с перелетом?

— Когда я летел в Россию, все прошло нормально. Но, к сожалению, сейчас для возвращения во Францию изменились правила. Теперь нужно при возвращении соблюдать очень строгий карантин в течение 10 дней. За этим карантином идет очень строгий надзор, контроль. К сожалению, из-за этого под вопросом несколько концертов, посмотрим.

— До этого были такие жесткие меры или было спокойнее?

— Нет, до этого все было мягче. Но буквально неделю назад все внезапно изменили.

— Часто ли получается выступать в этих условиях? Изменился ли у вас ритм по сравнению с тем, что было до пандемии?

— Поскольку во Франции были приняты довольно жесткие меры по борьбе с коронавирусом, в течение восьми месяцев у меня совершенно не было концертов. То есть практически весь сезон я не играл перед публикой. Это был довольно сложный период, поскольку я считаю, что искусство, особенно музыка — это очень важная вещь. Особенно в такой сложный период. А тут не было возможности как-то выражать себя. Сейчас ситуация немного улучшилась, но, тем не менее, мы все боимся, что снова вернутся эти меры.

— Вы давали онлайн-концерты? Трансляции выступлений на радио?

— Да. Была особая инициатива организована группой, но, к сожалению, это было ничто по сравнению с тем, что мне пришлось отменить 300 концертов за эти восемь месяцев. Но я очень рад открыть для себя российскую публику. Очень рад быть здесь. Очень рад выступать. Надеюсь, что вам понравились концерты, которые тут шли.

— У вас будет много свободного времени? Планируете куда-то пойти гулять по городу?

— Да. В общих чертах, конечно, свободного времени немного. Например, я сходил в Ельцин Центр, дошел до оперы, выпил чашку кофе, мне очень понравилось.

— Как вам у нас в городе?

— Мне очень понравился Екатеринбург. Я уже второй раз здесь, в эту поездку у меня была возможность прогуляться по городу. Я открыл для себя несколько достопримечательностей, который раньше не видел. Это очень красивый и чистый город.

«Безумные дни» — это российская версия одного из самых известных и популярных ежегодных фестивалей в мире — La Folle Journee, существующего с 1995 года во французском Нанте. В Екатеринбурге фестиваль проходил со 2 по 4 июля. Для уральских зрителей музыканты устроили марафон «коротких» концертов длительностью от 40 до 60 минут.

Текст Ольга Осокина

Источник: Моменты

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!