Могучая сила музыки

18 мая 2018
18 мая, 2018
Коллективы
Гастроли

Более 600 гостей собралось на концерт Уральского академического филармонического оркестра и пианиста Дмитрия Маслеева в Культурном и конгресс-центре Верхней Швабии в Вайнгартене. Большой симфонический оркестр в составе около 90 музыкантов, основанный в 1936 году, и один из лучших в России, не только заполнил сцену, но и под руководством энергичного дирижера Дмитрия Лисса произвел на публику потрясающее звуковое впечатление, которое, наверняка, было в духе трех великих русских композиторов. После почти двух часов чистой игры публика и оркестр были не иначе как счастливо обессилены.

Концерт начался с роскошного исполнения «Ночи на лысой горе» Модеста Мусоргского в обработке Римского-Корсакова. Это произведение имеет занятную историю: оно было написано еще в 1867 г., но стало известно публике лишь в 1889 г. в абсолютно новой оркестровке Римского-Корсакова. Лишь в 1968 г. была представлена оригинальная партитура. Умело задействуя силы пятикратной ударной группы, металлофона, большого гонга, арфы и бесподобной группы духовых инструментов из 25 человек, дирижер Дмитрий Лисс расставил сильные акценты и в то же время вдохновенно и точно связал воедино огромный механизм из более чем пятидесяти смычковых инструментов. Семь контрабасов и десять виолончелей вместе с альтами создали такой богатый и теплый звук, что от звучания этой сюиты из четырех частей (Мусоргский положил на музыку рассказ Николая Гоголя) с ее экспрессивными мотивами, драматизм которых сложно превзойти, и изобилием отдельных соло, несмотря на степень безудержного безумия, вовсе не становится страшно.

Далее оркестр исполнил 3-й концерт для фортепиано ре-минор Сергея Рахманинова почти без изменений, то есть в большом составе, как на концерте 1909 года, что в принципе считается самым сложным исполнением. Для Маслеева это был третий раз, после Фридрихсхафена и Вадуца, когда он исполнял этот концерт на фестивале на Боденском озере. Перед началом могли быть опасения, что из-за внушительного состава оркестр может перекрыть голос фортепиано, но эти беспокойства были по большей части необоснованны. Именно лирические пассажи фортепиано, исполненные с виртуозностью высшего порядка, оркестр сопровождал бережно и чувственно, как в соло, так и в превосходных переходах между каденциями. Игра Маслеева вызвала подлинное изумление; виртуозно, точно, но при этом легко и поэтично; несмотря на тщательную технику исполнения, он всегда возвращался к структуре музыки. В благодарность за шквал аплодисментов 30-летний пианист, выглядящий гораздо моложе, виртуозно исполнил жизнерадостную пьесу «Футбол» Шостаковича, вызвавшую еще одну лавину аплодисментов.

После перерыва оркестр появился в полном составе с пятью ударниками для исполнения 10-й симфонии Дмитрия Шостаковича в ми-миноре, соч. 93. Это произведение часто трактуют как автобиографическое: ее первое исполнение состоялось в 1953 г., после смерти Сталина. Композиция из четырех частей начинается с прекрасной картины атмосферного и нежного музыкального полотна, которое затем переходит в стройный звуковой поток в разных тонах. Почти час слушатель погружался в музыкальный космос с таким разнообразием противоречивых и дополняющих друг друга голосов, в эмоциональный и в то же время интеллектуальный водоворот, что это бесподобное исполнение заставило его потерять голову — как однажды одного из литавристов. «Этот концерт превзошел открытие фестиваля!» — заявил один из посетителей после концерта, причем произнес он это от души в беседе с несколькими верными поклонниками фестиваля на Боденском озере.

Источник: Schwabische

Другие публикации