Уральский академический филармонический оркестр

Уральский академический филармонический оркестр: блистательный, мощный, прозрачный

12 февраля 2018
12 февраля, 2018
Коллективы
Гастроли

Под руководством Дмитрия Лисса оркестр вместе с сопрано Ольгой Перетятько впервые представляет русские оперные арии в ходе турне по Германии. Автор: Регина Мюллер.

Российский город Екатеринбург, что на Урале, разрывают противоречия: между грузом политического прошлого, ностальгией и стремлением совершить прорыв. Филармония, основанная в 1930-е годы, расположена на улице Карла Либкнехта, в паре шагов от помпезных золотых куполов Храма-на-Крови. Храм был построен как памятник на том месте, где в 1918 году расстреляли царскую семью. В здании Филармонии находится кальянная, где «зависает» молодежь, и лучший ресторан Екатеринбурга, где обедают обеспеченные жители полуторамиллионного города.

Филармония блестит свежим ремонтом, и её здание служит домом легендарному Уральскому академическому филармоническому оркестру, который носит звание одного из лучших оркестров России. Его рабочая загрузка равна сказочным 95 процентам. Конечно же, причиной тому — исполнительские качества, которыми обладает удивительно юный и по большей части состоящий из женщин коллектив оркестра, который звучит блистательно, мощно, и при этом прозрачно.

Вот уже 23 года главным дирижером и художественным руководителем оркестра является Дмитрий Лисс, ученик Дмитрия Китаенко. В 1995 году Лисс оставил Москву, чтобы основать оркестр в Екатеринбурге. Он выглядит как человек с тонким вкусом и говорит негромко. «Уже тогда качество было невероятным, но с тех пор всё поменялось. Прежде всего — самосознание оркестра. Когда я пришел, они были очень сильно погружены в себя, если не сказать — фрустрированы».

Ядро репертуара составляет русская симфоническая музыка, но, кроме того, в программу входит более поздняя классика и французские романтические произведения. И, как особо подчеркивает Дмитрий Лисс, жена которого является композитором: «Мы играем более современно, чем любой другой российский оркестр!»

Чтобы привлечь спонсоров и меценатов, в течение многих лет разворачивалась гигантская сеть, круг друзей, насчитывающий баснословные 24 000 человек, так что коллектив старается оставаться, по возможности, независимым от политики и государственного финансирования. Тем временем, в пригородах было открыто

семь филиалов Филармонии, и с 2005 года существует 25 виртуальных филиалов даже в самых маленьких сибирских деревнях, куда выступления передаются в режиме реального времени через интернет. Благодаря этому филиалу цифровых концертных залов, мы в итоге находимся в пятерке кандидатов на премию Организации Объединенных Наций!

Сейчас оркестру предстоит первое большое турне по Германии, в ходе которого молодой пианист Дмитрий Маслеев будет солировать в Концерте № 3 для фортепиано с оркестром Прокофьева, а широко известная в России сопрано Ольга Перетятько выступит с программой из русских оперных арий, от Глинки до Стравинского. «Мы дружим с тех пор, как вместе выступали с итальянскими ариями на фестивале “La folle Journee” во французском Нанте. Это была сенсация. После этого мы исполняли «Четыре последние песни» Штрауса и программу русской музыки. В России эти арии очень известны, а в Западной Европе — едва ли. Поэтому наш тур выглядит очень логично».

Уральский филармонический оркестр относит себя к русской школе или позиционирует себя как международный музыкальный коллектив? «И то, и другое. Я стремлюсь к прозрачности и к тому, чтобы каждое произведение получало свое особое звучание. Недавно в Праге один эксперт сказал мне: «Когда я открываю глаза, я вижу перед собой русский оркестр, а когда закрываю — слышу чешскую филармонию, а в «Вальсе» Равеля — вы звучите по-французски». Так и должно быть. С другой стороны, интенсивность и мощный струнный звук — типично русские черты».

Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, турне:

  • 16.5  Фридрихсхафен, Bodensee Festival (русские оперные арии и симфонические произведения)
  • 17.5  Вайнгартен, Bodensee Festival (Прокофьев, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром)
  • 18.5  Людвигсбург, Фестиваль Людвигсбургского замка (Прокофьев, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром)
  • 19.5  Фульда, Schlosstheater (Прокофьев, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром)
  • 20.5  Эссен, Филармония (русские оперные арии и симфонические произведения)
  • 22.5  Берлин, Филармония, Большой зал (русские оперные арии и симфонические произведения)
  • 24.5  Линц (А) Brucknerhaus (русские оперные арии и симфонические произведения)
  • 26.6  Вена (А) Konzerthaus (русские оперные арии и симфонические произведения)
Источник: Rondo
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!