«Лабиринты Шнитке» представили в ТАСС

21 ноября 2024
21 ноября, 2024

Накануне официального открытия Музыкального фестиваля «Лабиринты Шнитке» в пресс-центре ТАСС состоялась встреча, посвящённая проекту. В год 90-летия со дня рождения композитора с 21 по 24 ноября Свердловская филармония проводит концерты, выставку и лекции, которые представляют творчество одного из крупнейших композиторов ХХ века. 

 

Лариса Вакарь, заместитель министра культуры Свердловской области:

Сегодня музыка Альфреда Шнитке кажется удивительно гармоничной, постижимой и, вместе с тем, непостижимой в своей глубине и в том, что она затрагивает. Фактически, Шнитке оказался предтечей переломов в общественной организации нашей жизни, нашей страны. Его музыка нисколько не утратила своей актуальности. Пример тому — этот юбилей, который послужил определенным катализатором для возрождения интереса к музыке композитора. Очень многие обратились к творчеству Шнитке, наша филармония не осталась в стороне. Уже с прошлого года она начала готовиться к нынешнему фестивалю».

 

Рустем Хасанов, первый заместитель директора Свердловской филармонии:

За четыре вечера мы решили представить панораму творчества Шнитке: его инструментальные концерты, произведения кантатно-артериального жанра, сочинения для хора, камерно-ансамблевое творчество позднего периода и музыку, написанную к кинофильмам и театральным спектаклям. На открытии 21 ноября в исполнении Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса прозвучит знаменитый Реквием Шнитке и его Концерт для виолончели с оркестром, в котором будет солировать Борис Андрианов.

 

Борис Андрианов, российский виолончелист, заслуженный артист России: 

Виолончелистам повезло, наше наследие от Шнитке — две виолончельные сонаты, два виолончельных концерта, масса миниатюр. Сонату Шнитке, которую он посвятил Наталии Гутман, я играю со студенческих лет. Это очень доходчивая, очень ясная музыка. А концерт я впервые сыграл, наверное, лет 20 назад. Шнитке написал его в два присеста: сначала три части, а финал — после инсульта, когда пережил клиническую смерть. Там звучит хорал, который, как говорил Шнитке, был ему указан Оттуда. И, действительно, в этом финале мы можем заглянуть куда-то за пределы нашей человеческой жизни. Играть эту музыку — сильнейшее впечатление и огромное эмоциональное потрясение как для музыкантов на сцене, так и для слушателей, которым, я надеюсь, мы сумеем всё это донести.

 

22 ноября к фестивальной команде присоединится один из старейших российских творческих коллективов — Государственный квартет имени Бородина. Артисты исполнят редко звучащий Третий квартет и Большую фугу Бетховена, к которой отсылает произведение Шнитке. Фортепианный квинтет музыканты представят с пианистом из Екатеринбурга Константином Тюлькиным. 

Субботний вечер 23 ноября будет полностью отдан хоровой музыке. В исполнении Симфонического хора Свердловской филармонии под управлением Андрея Петренко прозвучат «Три духовных хора», написанные Шнитке на православный литургический текст, и духовный Концерт на стихи средневекового армянского поэта Григора Нарекаци. 

На закрытии фестиваля 24 ноября Уральский молодежный оркестр под управлением Дмитрия Филатова исполнит Сюиту в старинном стиле, Музыку к фильму «Мертвые души» и Четвёртый скрипичный концерт, в котором будет солировать Сергей Поспелов. 

 

«Мы существенно расширяем рамки филармонического зала, — говорит Рустем Хасанов, — транслируя силами виртуального концертного зала Свердловской филармонии концерт-открытие. Предлагаем нашей публике выставочный проект „Звуковые лабиринты Альфреда Шнитке“, подготовленный Российским национальным музеем музыки, с которым мы давно и плотно сотрудничаем. Выставка создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, и продлится до 16 декабря. Её куратор, старший научный сотрудник Музея Алиса Насибулина, прочитает лекцию „Альфред Шнитке сегодня“ и проведет экскурсию для публики, которая придет на закрытие фестиваля 24 ноября. С другой лекционной темой — „Альфред Шнитке — лабиринты современных смыслов и идей“ — 23 ноября выступит научный сотрудник Российского института истории искусств, известный российский критик Георгий Ковалевский».

 

У фестиваля ярко выражена просветительская составляющая. Не случайно его лекционные форматы реализуются совместно с Региональным отделением Российского фонда культуры в Свердловской области в рамках культурно-просветительского проекта «Лаборатопия современной музыки», а концерты входят в программу «Всероссийских филармонических сезонов» Министерства культуры РФ. Проект должен стать поводом для размышлений, поможет открыть филармонию слушателям нового времени, распахнуть перед ними огромный, глубокий мир классического искусства. 

В 1990-е годы таким проводником для публики становились монофестивали современной музыки, представлявшие творчество Софии Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Гии Канчели. В юбилейный для композитора год Свердловская филармония, готовясь к собственному 90-летию, возрождает резонансные проекты, имевшие особенный успех у слушателей. «Лабиринты Шнитке» — проект нового времени, продолжающий эти традиции.

 

Фото - пресс-центр ТАСС-Урал, фотограф Владислав Бурнашев

 

Другие новости

Фестивали и проекты
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!