Чайковский и смартфоны: погружаемся в звуковые миры разных эпох!
Концерт в двух отделениях (110 минут)
Описание
Одним из лучших сочинений Чайковского назвали «Малороссийскую симфонию» композиторы «Могучей кучки». Получить такой отзыв от петербургских коллег выпускнику Московской консерватории было очень важно: кучкисты не принимали тонкий психологизм его музыки и считали, что Петру Ильичу следует быть ближе к народу, к его реальной жизни. Почему бы не попробовать?
«Птицей удачи» для Чайковского стала шуточная народная песня «Журавель», услышанная в украинском селе Каменка. В финале симфонии под эту бойкую мелодию готовы пуститься в пляс и музыканты, и слушатели. И так уже 150 лет!
На премьере (1873) автору вручили кубок, лавровый венок и определили Вторую симфонию как «одно из блистательнейших произведений новейшей музыки, в котором техническое мастерство обработки тем соединяется с гениальной изобретательностью» (Н. Д. Кашкин).
Чайковский отразил в музыке то, что слышал вокруг — реальную жизнь. А если бы Чайковский жил в 21-м веке, что он услышал бы в «реальной народной жизни»? Современный московский композитор Алексей Сысоев вводит в партитуру своего сочинения партии велосипедов и смартфонов. А петербуржец Антон Танонов, ученик Сергея Слонимского и обладатель «Премии оркестра» от БСО им. П.И. Чайковского, пишет симфонию о человеческом пути: «Программный подтекст симфонии — жизнь современного человека… Работа над симфонией ставила перед автором только одну задачу — быть честным со слушателем…» (А. Танонов о своей Первой симфонии).
Программа концерта
- Чайковский. Симфония № 2 «Малороссийская»
- Сысоев. «Вариации и аплодисменты» (премьера в Екатеринбурге)
- Танонов. Симфония № 1 (премьера в Екатеринбурге)