72. Россини. Мендельсон

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
3 июля 2022, воскресенье, 10:30, ТЮЗ - Большой, Екатеринбург
Камерный оркестр
Пушкинская карта

 «Солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи миру» и «Моцарт XIX века».

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Современники называли Джоаккино Россини (1792–1868) «солнцем Италии», которое, однако, всю вторую половину жизни композитора освещало Францию. Лёгкость, огненный блеск, яркие мелодии, веселье и юмор – отличительные черты его произведений.

Свои шесть юношеских сонат он создал в возрасте 12 лет. Каждая из них написана для квартета, состоящего из двух скрипок, виолончели и контрабаса. Сонаты Россини моментально вошли в репертуар, однако не квартетов (из-за нестандартного состава), а камерных оркестров, для которых стали чем-то вроде визитной карточки.

Инструментальные партии, написанные Россини, требуют большой виртуозности. К участникам ансамблей автор отнёсся как к театральным персонажам, придав каждому особые черты. Особенно характерен контрабас-буффо, или «комический бас». Такая забавная партия больше не встречается в камерном репертуаре.

Соната № 1 для струнного квартета соль мажор (1804):

I. Moderato

II. Andantino

III. Allegro

Феликс Мендельсон (1809–1847), по словам Роберта Шумана, – «это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их». Подобно Моцарту, Мендельсон рано обнаружил творческую зрелость. Так, Концерт для скрипки и струнного оркестра написан композитором в возрасте 13 лет, а Струнный октет – в 16. 

Октет поражает сочетанием мастерства и вдохновения, он требует от исполнителей совершенной виртуозности: фактура прозрачна и ювелирно отделана. Создание этого произведения стало для Мендельсона важным шагом в освоении возможностей струнных инструментов. Все партии здесь индивидуальны и самостоятельны, они поочерёдно выходят на первый план. Известно, что источником вдохновения при создании третьей части для Мендельсона послужила «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Гёте. «Порхающая» тема этого скерцо кажется предвосхищением «Сна в летнюю ночь».

Октет для струнных ми-бемоль мажор, ор. 20 (1825):

I. Allegro moderato con fuoco

II. Andante

III. Scherzo: Allegro leggierissimo

IV. Presto

Программа концерта

  • Россини. Соната № 1 для струнного квартета соль мажор
  • Мендельсон. Октет ми-бемоль мажор, op. 20

   

Исполнители

Musica Viva

Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!