61. Сальтарелла для принца

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля, суббота, 18:15, Дом музыки, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Наследному принцу Швеции — музыку для королевского бала! Квартет? Но с менуэтом и сальтареллой!

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Феликс Мендельсон (1809–1847) уже в детские годы начал сочинять пьесы для струнного ансамбля, а в 14 лет впервые попробовал себя в сложнейшем жанре струнного квартета. Шесть его «взрослых» квартетов были написаны в разные годы и в какой-то мере отражают события биографии композитора. Так, три квартета op. 44 Мендельсон создал в самое счастливое для себя время – в первые годы супружеской жизни с Сесиль Жанрено. Они имеют посвящение наследному принцу Швеции Оскару, который пользовался популярностью среди своих подданных, проводил либеральные реформы и писал музыку.

Струнный квартет № 3 ре мажор (1838) – одно из самых жизнерадостных сочинений Мендельсона. Он был особенно любим самим композитором, поэтому заслужил первое место в опусе 44 (хотя создан последним из трёх). В нём ясно ощущается близость к традициям классицизма: даже основная тональность квартета (ре мажор) была наиболее популярной во времена Гайдна и Моцарта. Мендельсон настолько «погружается» в атмосферу близкого ему XVIII века, что использует в качестве второй части – «по старинке» – благовоспитанный, благородный менуэт. Впрочем, традиционные формы наполняются у него новым содержанием – характерные мендельсоновские интонации легко узнаваемы даже в менуэте, очень певучем и мягком. Блестящий финал квартета выдержан в жанре итальянского танца сальтарелла. Партия первой скрипки порой так хороша, будто автор думал о скрипичном концерте. Премьера сочинения состоялась в 1839 году в лейпцигском Гевандхаузе.

Франц Шуберт (1797–1828) – первый крупный представитель музыкального романтизма – за свою короткую жизнь оставил огромное творческое наследие. Большой интерес он проявлял и к камерной музыке, ведь именно струнный квартет стал для него своеобразной «школой» инструментального письма. Самобытность его 15 сочинений в этом жанре проявляется, прежде всего, в лирической одухотворённости, которая как нельзя более соответствует мироощущению эпохи романтизма. 

Струнный квартет № 12 до минор (1820) остался одночастным (другие квартеты Шуберта соответствуют традиции и являются 4-хчастными). Композитор начал писать Andante, создав первые 40 тактов, но целиком закончил лишь первую часть (Allegro). Возможно, выразив в ней всё, что хотел, как позже случилось с его знаменитой «Неоконченной» симфонией, Шуберт не стал дописывать свой Квартет. Эта самодостаточность, замкнутость лирического высказывания, ощутимая в Allegro, позволяет воспринимать произведение как целостное. Тревожной главной теме, внушающей неумолимое предчувствие беды, противопоставляется вторая тема – тоже песенно-лирическая, но исполненная света и незамутнённых мечтаний. Спустя годы после смерти Шуберта рукопись квартета оказалась в руках И. Брамса, который способствовал премьере произведения (Вена, 1867) и его публикации. 

Программа концерта

  • Шуберт. Струнный квартет № 12
  • Мендельсон. Струнный квартет № 3