24. Бранденбургские концерты

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
1 июля 2022, пятница, 19:30, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Гений романтизма, вдохновлённый титаном барокко.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Бах и Мендельсон – пожалуй, самое гармоничное сочетание композиторских имён. В начале XIX века Бах был забыт слушателями, но его творчество продолжали ценить выдающиеся музыканты. Благодаря Мендельсону баховское искусство возродилось к концертной жизни. В 20-летнем возрасте композитор-романтик осуществил легендарное исполнение «Страстей по Матфею», а позднее разыскал некоторые рукописи своего кумира и в результате издал 46 томов, куда вошло больше тысячи произведений Баха.

Знаменитая серия из шести Бранденбургских концертов была написана Бахом в Кётене в 1717–1721 годах. Известно, что композитор переписал эти сочинения каллиграфическим почерком и отправил их в подарок маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому, надеясь на место придворного музыканта. Ответа он не получил, и рукопись пролежала более 100 лет, пока не была случайно обнаружена и опубликована. 

Эти концерты явились результатом изучения Бахом итальянской музыки, в частности, произведений Вивальди и опираются на принципы, характерные для кончерто гроссо и сольного концерта: жизнерадостный тонус в крайних частях и лирическое излияние или размышление – в средней. Темы крайних частей выдержаны, чаще всего, в народном стиле, жанрово ярки, сочны. Преобладающая ликующе-праздничная атмосфера обеспечена господством мажорных тональностей и светлых, ясных тембров. Но решения и инструментальные составы разнообразны. 

В Третьем концерте соль мажор Бах использует лишь струнные инструменты. Солирующих партий нет, но композитор разделил ансамбль на группы, которые состязаются между собою, при этом всю ткань объединяет один, «вприпрыжку» несущийся мотив. В этом концерте нет и медленной части, она выглядит всего лишь как один такт Adagio – гармоническая связка к финалу, но сейчас этот эпизод часто заполняется одной из скрипичных сонат Баха. Приветливое финальное Allegro напоминает своим ритмом старинный немецкий лендлер.

Шестой концерт си-бемоль мажор резко отличается от остальных. В нём нет скрипок, играют в основном старинные струнные – виолы da braccio (весьма вероятно, что Бах подразумевал альты) и виолы да гамба, а также виолончель и клавесин. Эти тембры и регистр создают несколько архаичную, тёмную, густую звучность. Вторая часть, Adagio – единственная в Бранденбургских концертах, написанная в мажоре. Начало финального Allegro, как и в Третьем концерте, производит впечатление чарующей свежести. Оживлённое, в ритме жиги, оно представляет собой наиболее «концертную» часть произведения.

Жизнь Феликса Мендельсона складывалась счастливо, словно оправдывая его имя (Феликс по-латыни – счастливый). Окружённый вниманием образованных родителей, мальчик с детства дышал воздухом литературы, науки, искусства. Обнаружив у сына музыкальный талант, мать с 6 лет обучала его игре на рояле, в 9 лет он выступил с первым концертом, в 10 начал интенсивно сочинять, с 11-ти – заниматься игрой на скрипке и брать уроки композиции у руководителя Берлинской певческой капеллы К.Ф. Цельтера. 

С ранних лет Мендельсон проявлял склонность к струнным инструментам, о чём свидетельствуют Двенадцать симфоний для струнного оркестра, которые он написал в возрасте от 12 до 14 лет. Они создавались как упражнения в курсе композиции, и по этой причине Мендельсон, всегда требовательный к себе, не собирался их публиковать. Долгое время они считались утерянными, пока в 1950 году не были обнаружены в Государственной библиотеке Берлина. Воспитанный на музыке барокко и классицизма, Мендельсон невольно воспроизводит в своих юношеских опусах черты этих двух стилей.

Симфония № 10 одночастна, но в ней можно выделить три раздела: Adagio – Allegro – Piu presto. Вступительное Adagio примечательно влиянием музыки Баха. В последующем Allegro улавливаются реминисценции из Гайдна, а вторая же тема напоминает раннего Бетховена и Россини. Оживлённые фигурации, активно применённые в сочинении, станут наиболее характерной чертой почерка Мендельсона. 

Программа концерта

  • Мендельсон. Симфония № 10 для струнного оркестра си минор
  • Бах И.С. Бранденбургский концерт № 6
  • Бах И.С. Бранденбургский концерт № 3

   

Исполнители

Musica Viva

Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!