1. Симфонический рояль

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
1 июля, пятница, 13:00, Камерный зал филармонии, Екатеринбург
Камерные программы
Пушкинская карта

Откройте все грани шумановского рояля: от изящных «па» до мощных оркестровых «сцен».

Концерт в одном отделении (45 минут).

Описание

Арабески до мажор, ор. 18 (1839) — одно из самых популярных и, в то же время, интимных творений Шумана, написанное им в разлуке с возлюбленной Кларой Вик. Этот фактор может служить ключом к восприятию пьесы, в которой, благодаря форме рондо, настроения задумчивой тоски чередуются с декламационными и даже воинственными эпизодами. Также к Арабеске приложимы эпитеты «волшебной нежности» и «прекрасной интимности», которыми Шуман выражал своё понимание сущности музыки.

Шуман был первым, кто применил к музыке название «арабеска» (от итал. arabesco — арабский). С тех пор такой заголовок композиторы неоднократно использовали в пьесах изящного характера с «кружевной» мелодикой. У Шумана это слово служит также метафорой текучего, гибкого перехода между контрастными состояниями.

«Симфонические этюды» ор. 13 (1837) Шуман хотел назвать «Этюдами в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Эти вымышленные персонажи — не что иное, как полярные сферы мироощущения самого композитора. В этюдах преобладает «флорестановское» начало, — мужественное и героическое. Появившееся позже название «Симфонические этюды» наиболее точно соответствует художественному замыслу произведения, стремящемуся к сквозному драматическому развитию.

«Симфонические этюды» написаны в форме вариаций на тему барона фон Фриккена — опекуна первой невесты Шумана Эрнестины. Шуман значительно изменил его тему, придав её характер траурного марша. Он писал Фриккену: «Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес».

«Симфонические этюды» — пример вариаций нового романтического типа, стремящихся к образному преображению. Романтическая концепция жанра предоставляет широкую свободу показа образа и обеспечивает возможность трансформации начальной трагически-траурной темы в празднично-карнавальное звучание финала.

Программа концерта

  • Шуман. Арабески, ор. 18
  • Шуман. Симфонические этюды, op. 13