6. Мендельсон в Италии

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
1 июля, пятница, 13:45, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр
Пушкинская карта

Разделите с Мендельсоном юношеский восторг от итальянских каникул и оцените его посвящение «первой скрипке» Гевандхауз-Оркестра.

Концерт в одном отделении (55 минут).

Описание

Концерт для скрипки с оркестром ми минор (1844) Феликса Мендельсона – один из самых «заигранных» и знаменитых скрипичных концертов в истории музыки. Он стоит в одном ряду с выдающимися образцами этого жанра, принадлежащими перу Бетховена, Чайковского, Брамса, Глазунова. Скрипачи во всём мире считают престижным для себя включить это сочинение в свой репертуар.

Концерт посвящён другу Мендельсона, концертмейстеру Лейпцигского оркестра Гевандхауза Фердинанду Давиду и стал для композитора своеобразным наваждением. Ещё в 1838 году он сообщал Давиду, что хочет написать для него сочинение, элегическая вступительная тема которого «не даёт ему покоя». Однако с момента замысла и до 1845 года, когда Давид провёл премьеру произведения в Лейпциге, прошло почти семь лет. Совершая гастрольные поездки, Мендельсон регулярно в письмах консультировался с другом по поводу будущего концерта.

Как и задумал Мендельсон, его Скрипичный концерт оказался весьма новаторским. Во-первых, произведение начинается не со вступления всего оркестра, как практиковалось ранее, а с темы, которую исполняет солирующая скрипка. Во-вторых, композитор помещает каденцию не перед кодой, а в середине первой части и при этом не даёт солисту возможности импровизировать (как было в концертах Моцарта и Бетховена), а прописывает каденцию сам – так, чтобы её материал был органично связан с произведением. В-третьих, дабы сочинение воспринималось цельным и не прерывалось аплодисментами слушателей, автор продумывает связующие построения между частями. В итоге Мендельсон достигает совершенства формы: страстная, взволнованная первая часть (Allegro), лирическая, похожая на «песню без слов» вторая (Andante) – и Финал, типичный для грациозно-шутливого мира мендельсоновской фантастики. Его первая, «порхающая», тема напоминает образы эльфов из «Сна в летнюю ночь», а вторая, праздничная и ликующая, близка теме Свадебного марша из музыки к той же пьесе Шекспира.

«Итальянская» симфония (1833) обязана своим появлением путешествию по Италии, в которое Мендельсон отправился в 1830 году, пробыв в этой «стране высоких вдохновений» около года. Композитор восхищался творениями итальянской живописи и скульптуры, но более всего – природой и бытом. В письме к родным он писал: «Италия явилась предо мною ласковой, тихой, радушной, с разлитым повсюду мирным весельем. Ей-богу, в душе у меня родилось какое-то умиротворение… Было как раз воскресенье, со всех сторон стекались люди с цветами, в ярких южных нарядах, у женщин – розы в волосах… Вся страна какая-то праздничная, и всё кажется, что ты какой-то владетельный князь, с триумфом въезжающий в неё». Такой запечатлелась Италия и в партитуре, начатой непосредственно во время путешествия.

В сочинении воплотились характерные черты стиля Мендельсона – сочетание романтического и классического начал, юношеская восторженность, беззаботная радость единения с окружающим миром, изящество формы, опора на песенно-танцевальные истоки. Премьера состоялась под управлением автора 13 мая 1833 года в Лондоне.

Симфония № 4 «Итальянская» ля мажор, оp. 90:

I. Allegro vivace
II. Andante con moto
III. Con moto moderato
IV. Saltarello. Presto

Программа концерта

  • Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор
  • Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»

   

Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Культурный код: Дмитрий Лисс

Авторская программа Сергея Литовских:

Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе. 
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.

Подробнее о проекте и список всех выпусков

Все видео