33. Бетховен и Равель

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
3 июля 2021, суббота, 10:45, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Фортепиано

Концерт в одном отделении (45 минут)

Описание

Соната № 28 Людвига ван Бетховена была опубликована в 1817 году с посвящением баронессе Доротее Эртман – талантливой пианистке, занимавшейся под руководством Бетховена. Открывает собой группу из пяти последних сонат, написанных композитором после потери слуха и отличающихся углублённым психологизмом, философичностью и свободой формы.

По свидетельству секретаря Антона Шиндлера, сам Бетховен характеризовал сонату как «богатое поэзией и необыкновенно трудно исполнимое произведение». А Ромен Роллан чутко уловил её лирическую основу: отказавшись от роли трибуна, Бетховен «обращается лишь к самому себе и к своему богу»; круг образов сочинения – это «атмосфера между дождём и солнцем», «день внутренней жизни».

«Гробница Куперена» – одно из главных произведений Мориса Равеля и его последняя работа в области сольной фортепианной музыки. Равель задумал это сочинение в 1914 году, к 250-летию со дня рождения знаменитого композитора-клавесиниста Франсуа Куперена, однако сумел завершить лишь в 1917, после освобождения от военной службы. Каждая из шести пьес сюиты обрела посвящение одному из друзей композитора, погибших на фронтах Первой мировой войны.

Название сюиты отсылает к барочному жанру «томбо» (от фр. «надгробие») – так во Франции XVII века именовались серии пьес, посвящённые покойному учителю или другу. При этом уже первые авторы начали вводить в этот жанр танцы. Равель последовал традиции, разместив в центре сюиты Форлану, Ригодон и Менуэт, контрастные по темпу и настроению. Своеобразным «прологом» к ним выступает барочный «малый цикл» в виде Прелюдии и Фуги. Блестящим апофеозом сюиты и кульминацией идеи славы является бравурно-виртуозная Токката, которая вошла в репертуар крупнейших пианистов в качестве отдельной пьесы.

В сочинении отчётливо проступают черты равелевского неоклассицизма. С творчеством Куперена цикл роднит применение характерных танцев и орнаментики. Но главное – сюита Равеля причастна духу гармонии и соразмерности, ясному рационализму, характерному для французского искусства XVIII века.

 

Программа концерта

  • Бетховен. Соната № 28
  • Равель. Сюита «Гробница Куперена»
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!