17. Блестящий концерт

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
2 июля 2021, пятница, 17:45, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр

Концерт в одном отделении (45 минут)

Описание

«Неоконченная симфония» Франца Шуберта (1822) — одна из самых поэтичных страниц в искусстве XIX века. Вместе с ней в симфоническую музыку вошла эпоха романтизма и новый лирико-психологический жанр. Впервые в фокусе крупного симфонического произведения оказался внутренний мир человека, остро чувствующего разлад с окружающим миром, и драматизм переживания, а не действия. Обе части в сочинения лиричны, но их лирика по-разному окрашена: в первой — проникнута трагической обострённостью, во второй — просветлённой мечтательностью.

Композитор создавал эту симфонию в последние месяцы 1822 года, будучи уже широко известным в Вене как автор песен и фортепианных пьес. Однако никто, кроме самых близких друзей, ещё не знал Шуберта как симфониста. Впервые произведение прозвучало лишь в 1865 году, в концерте венского Общества любителей музыки. Произошло это благодаря придворному капельмейстеру Иоганну Хербеку, который случайно обнаружил неизвестную ранее рукопись.

Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этой гениальной симфонии: действительно ли она осталась незавершённой? С одной стороны, сохранились наброски третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. С другой стороны, две сочиненные части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности, тем более что у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию.

Творческая деятельность Иоганна Непомука Гуммеля — австрийского композитора и пианиста-виртуоза — пришлась на исторический переход от классицизма к романтизму. В детстве и юности ему довелось брать уроки у Моцарта, Гайдна и Сальери, в зрелости он дружил с Бетховеном и Шубертом, был педагогом Мендельсона и своим блестящим пианизмом повлиял на Шопена и Шумана. Большую часть жизни Гуммель провёл в концертных турне: работал в разных городах Австрии и Германии, гастролировал в Голландии, Бельгии, Англии, Франции, а в 1822 году по приглашению великой русской княгини Марии Павловны посетил Петербург и Москву.

Концерт для трубы с оркестром был завершён композитором в декабре 1803 года и впервые прозвучал для венского императорского двора в первый день 1804 года. Исполнителем сочинения стал Антон Вейдингер, освоивший клапанную трубу. По свидетельству знатоков, в финале Гуммель использовал марш из знаменитой тогда оперы Керубини «Водовоз», и гости новогоднего банкета улыбались, узнавая эту мелодию в звучании нового, ещё мало известного инструмента.

Впоследствии концерт Гуммеля был забыт вплоть до 1958 года, когда ноты случайно обнаружили в библиотеке Йельского университета. Заслуга в возрождении произведения принадлежит американскому трубачу Армандо Гиталлы, который исполнил его и сделал его первую запись. В свете сегодняшней популярности этой музыки сложно поверить, что она пролежала в безвестности около 150 лет.

Программа концерта

  • Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная»
  • Гуммель. Концерт для трубы с оркестром
Исполнители
Интересное с прошлых концертов
День 5: Уральский молодежный симфонический оркестр
II Симфонический форум России (2012)
 
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – лауреат международного конкурса Энхэ
ОТВ: Как звучит молодежный симфонический оркестр? (14.08.12)
Все видео
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!