37 Ночь в Мадриде

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
13 июля, суббота, 10:30, ТЮЗ - Большой, Екатеринбург
Симфонический оркестр

Описание

 

Глинка. «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)

В основе увертюры «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» – несколько  мелодий, которые Глинка записал в Испании: две ламанчские сегидильи, стремительная и более кантиленная, грациозная хота и мавританский напев. Они сменяют друг друга, подобно воспоминаниям. Премьера увертюры в 1850 году, в одном концерте с «Арагонской хотой», не удовлетворила композитора. Он принялся за вторую редакцию, которая прозвучала в 1852 году в Петербурге и теперь считается единственно верной.

Равель. «Цыганка», концертная рапсодия для скрипки с оркестром (1924)

«Цыганка» – одно из лучших произведений мирового скрипичного репертуара, постоянно звучащее на концертной эстраде. Виртуозная пьеса основана на творческом постижении Равелем венгеро-цыганского фольклора. Сочинение написано специально для выдающейся венгерской скрипачки Е. д'Арньи, чье исполнительское искусство композитор высоко ценил.

Равель. Павана на смерть инфанты для фортепиано соль мажор, M.19 (1899)

Морис Равель, истинно французский композитор, тоже имеет отношение к Испании – он был сыном испанки и очень интересовался культурой родины своей матери. Одним из самых известных его сочинений стала написанная в молодости пьеса, в заголовке которой фигурирует название старинного испанского танца – «Павана на смерть инфанты». Под инфантой Равель не имел в виду какую-то конкретную историческую личность, скорее – ностальгию по музыкальным традициям прошлого и танец, который могла бы исполнять при испанском дворе в XVII столетии маленькая принцесса. Инфанта Равеля – олицетворение утонченной души, стремящейся к уходу от реальности, погружению в мир мечты и очарования.

Глинка. Испанская увертюра «Арагонская хота» (Блестящее каприччио на тему арагонской хоты)

«...Узнал я, что Лист отправился в Испанию, - читаем в «Записках» Михаила Ивановича Глинки. – Это обстоятельство возбудило мое давнишнее желание побывать в Испании так сильно, что, не откладывая, я написал об этом матушке, которая не вдруг и даже не скоро согласилась на это мое предприятие, опасаясь за меня. Не теряя времени, я принялся за дело».

Спешно овладев испанским языком, в мае 1845 года Глинка первым из русских композиторов поехал в Испанию. Он побывал в Бургосе, Вальядолиде. Совершал поездки на лошади по окрестностям. «По вечерам собирались у нас соседи, соседки и знакомые, пели, плясали и беседовали, – продолжает Глинка в «Записках». – Между знакомыми сын одного тамошнего негоцианта... бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую с его вариациями я удержал в памяти и потом в Мадриде, в сентябре или октябре того же года сделал из них пьесу под именем «Capriccio brilliante», которое впоследствии, по совету князя Одоевского, назвал Испанской увертюрой». 

Еще позднее сочинение стало называться Испанской увертюрой № 1, но самую большую известность оно получило как «Арагонская хота». Князь Одоевский откликнулся на первое исполнение так: «Чудодей невольно переносит нас в теплую южную ночь, окружает нас всеми ее призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньетов, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всем своем разгаре».

Программа концерта

  • Глинка. «Ночь в Мадриде»
  • Равель. Рапсодия «Цыганка»
  • Равель. Павана на смерть инфанты
  • Глинка. «Арагонская хота»