91 Морские эскизы

Концерт в программе фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге»
14 июля, воскресенье, 13:30, Большой зал филармонии, Екатеринбург
Симфонический оркестр

Описание

 

Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза, L 109 (1905)

1. От зари до полудня на море
2. Игра волн
3. Разговор ветра с морем

С морем у Дебюсси были связаны «бесчисленные воспоминания». Он любовался Средиземным морем в детстве, восторгался Атлантическим океаном и Ла Маншем на протяжении всей жизни, и уже смертельно больной, в 1917 году, восклицал: «Море – это все, что есть наиболее музыкального…».

Сочинение «Моря» шло под шум волн, в радостном ощущении начала нового этапа жизни: в конце 1903 года композитор познакомился с Эммой Моиз, певицей-любительницей. В июле следующего года они покинули Париж и провели счастливые месяцы на берегах Атлантики и Ла Манша. «Море отнеслось ко мне очень хорошо, – писал Дебюсси с острова Джерси, – оно показало мне все свои одежды!». Эмме Моиз он и посвятил произведение.

«Море», самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси, обозначено им как «три симфонических эскиза», что указывает на свойственную композитору связь музыки с живописью.

 

Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано и симфонического оркестра (1924)

Пьеса, ставшая одним из самых известных сочинений Гершвина, была заказана начинающему тогда композитору, молодому 25-летнему сыну еврейских иммигрантов, Полом Уайтманом в 1923 году, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. Критик В. Дамрош писал: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет… Джордж Гершвин… смог совершить чудо».

Рапсодия была впервые исполнена автором 12 февраля 1924 в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере, прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и другие выдающиеся музыканты.

Произведение должно было называться «Американская рапсодия». Известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвином.

Программа концерта

  • Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза
  • Гершвин. Рапсодия в стиле блюз
Интересное с прошлых концертов
Европейский тур УАФО с Дмитрием Хворостовским
Культурный код: Дмитрий Лисс

Авторская программа Сергея Литовских:

Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе. 
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.

Подробнее о проекте и список всех выпусков

Все видео