Юрий Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

20 сентября 2012
20 сентября, 2012

Симфонический Форум России в Екатеринбурге набирает ход! Вчера в Свердловской филармонии на торжественном Открытии оркестрового «саммита» с Уральским оркестром выступил выдающийся дирижер Андрей Борейко. Сегодня – очередной звездный гость, Юрий Башмет со своим оркестром «Новая Россия».

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Cоздан в 1990 году указом Правительства РФ. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, одухотворенность исполнения в сочетании с глубоким, насыщенным звучанием.

С оркестром сотрудничают прославленные музыканты, среди которых В. Гергиев, В. Ашкенази, А. Лазарев, С. Сондецкис, Д. Стерн, Л. Акочелла, Т. Курентзис, П. Донохоу, Д. Мацуев, Б. Березовский, В. Третьяков, Г. Кремер, В. Репин, С. Крылов, В. Муллова, Н. Гутман, Д. Герингас, Д. Войт, А. Нетребко, Л. Клейкомб, П. Доминго, М. Кабалье, П. Чьофи.

С 2002 года оркестр «Новая Россия» гастролирует как в нашей стране, так и за рубежом – во Франции, Германии, Греции, Великобритании, Италии, Голландии, Испании, Австрии, Турции, Болгарии, Индии, Финляндии, Японии.

Репертуар «Новой России» постоянно привлекает слушателей своим разнообразием. В нем удачно сочетаются классика и современность. Оркестр часто выступает с премьерными исполнениями сочинений С. Губайдулиной, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, Г. Канчели, А. Чайковского, Б. Бартока, Дж. Менотти, И. Райхельсона. С 2008 года оркестр ежегодно участвует в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи, Фестивале Ростроповича, Международных фестивалях Юрия Башмета в Ярославле и Минске.

Юрий Башмет

Народный артист СССР

Учредитель ежегодной престижной премии имени Д. Шостаковича

Организатор международного конкурса альтистов

Профессор Московской консерватории

Руководитель и вдохновитель шести международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии и Италии

Имя Юрия Башмета – высочайшая планка современного исполнительского искусства. В 1992 году лучший альтист мира, равного которому, по мнению мировой критики история еще не знала, создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы». С начала дирижерской деятельности маэстро Башмет подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.

С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Симфонические абонементы Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий музыканта: русская музыка – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович; европейская классика – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное авторы – Шнитке, Губайдулина, Канчели. Шедевры предстают в исполнении мастера, безупречно владеющего всей палитрой музыкального языка с неповторимой артистической свободы.В программе:

 

Тихон Хренников. Симфония № 1 си-бемоль минор, ор. 4 (1935)

  • I. Allegro
  • II. Adagio. Molto espressivo
  • III. Allegro molto

Первая симфония стала дипломной работой Хренникова, представленной по окончании консерватории. Она намного возвышалась над обычным уровнем академических работ. Сыгранная впервые в 1935 году в Москве под управлением Георга Себастьяна, симфония имела большой успех и вскоре стала одной из наиболее привлекающих внимание партитур советских композиторов. Ее услышали в Ленинграде и других городах СССР, а затем и за границей, где она прозвучала под управлением прославленных дирижеров – Леопольда Стоковского, Юджина Орманди, Гжегожа Фительберга и Николая Малько.

Сочинение отмечено редкой свежестью дарования, зрелостью замысла и мастерством его воплощения. Хренников сразу заговорил своим собственным языком, овладел искусством ясного и лаконичного высказывания. Если прибавить к этому мелодическое богатство, прекрасное владение оркестровой палитрой и лирическую непосредственность музыки, то станут ясными причины успеха симфонии у публики, ее бесспорной жизненности.

Петр Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869)

Увертюра «Ромео и Джульетта» открыла шекспировскую линию в творчестве Чайковского и до конца его жизни оставалась одним из самых любимых творений: «Я буду писать “Ромео и Джульетту”. Это будет мой самый капитальный труд. Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера». В своей увертюре-фантазии Чайковский не следует за сюжетом, а передает идею трагедии Шекспира в обобщенном плане. Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.

Гектор Берлиоз. Симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии», ор. 16 (1834)

  • I. «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости» (Adagio)
  • II. «Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву» (Allegretto)
  • III. «Серенада горца из Абруццо своей возлюбленной» (Allegro аssai)
  • IV. «Оргия разбойников. Воспоминания о предшествующих сценах» (Allegro frenetico)

В «Мемуарах» Берлиоз писал, что хотел «уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний, оставшихся от… скитаний в Абруццах. Отсюда и название “Гарольд в Италии”». Такое использование солирующего инструмента вкупе с порученной ему темой, мало изменяющейся на протяжении симфонии, – небывалое решение, сближающее симфонию с оперой, где герою принадлежит определенный лейтмотив. С другой стороны, композитор сближает симфонический жанр с концертным, причем выступает новатором и в выборе солирующего инструмента – в XIX веке альтовых концертов не было. Заимствованный у Байрона Гарольд трактован как обобщенно романтический образ. По словам Листа, Берлиоз видел в Гарольде «изгнанника, который не может бежать от самого себя и которого гонит с места на место “отрава жизни, демон мысли”». 

Другие новости

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!