Достойный финал

1 декабря 2020
1 декабря, 2020

Единственный в своем роде фестиваль, посвященный 250-летию Людвига ван Бетховена, блестяще завершился 30 ноября. Проведение столь масштабного мероприятия вживую (6 концертов) – сегодня явление уникальное. Екатеринбург стал единственным городом в мире, который сделал это, принимая беспрецедентные меры предосторожности как для зрителей, так и для участников (все, в том числе оркестр и даже хор были в масках). И пусть из большого бетховенского наследия прозвучало сравнительно немного, но это были знаковые произведения, давшие импульс развитию в каждом из жанров композиторам более поздних времен.

Так, предпоследний (самый камерный) концерт был посвящен вокальной лирике, в которой Бетховен стал основоположником вокального цикла (то есть ряда песен, связанных между собой поэтическим и музыкальным содержанием, составляющих цельное произведение). Замечательный немецкий баритон Томас Бауэр исполнил цикл из шести песен «К далекой возлюбленной», оp. 98 (1816) очень бережно, с большим вниманием к слову. Даже не знающему немецкого языка слушателю были понятны все движения души его героя. Затем благородное меццо-сопрано Елены Жидковой открыло нам в этом жанре другие глубины чувств, исповеданные великими романтиками. Прозвучали две песни из единственного камерно-вокальное сочинение Рихарда Вагнера зрелых лет «Песни на стихи Матильды Везендонк» (1857–1858) – его возлюбленной, но дамы замужем (сам композитор писал: «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними»). И два фрагмента из цикла «Пять песен на стихи Фридриха Рюккерта» (1901–1903) Густава Малера, которые относятся к самому счастливому времени для композитора – знакомства и женитьбы на Альме Шиндлер. Завершился этот «любовный» вечер музыкой Чайковского. Чарующее сопрано Мария Баянкина преподнесла его романс «Канарейка» и серенаду «О, дитя, под окошком твоим» как пленительные жанровые картинки. А вот Ария Лизы из оперы «Пиковая дама» (1890) по-настоящему потрясла и стала драматической кульминацией концерта. Важно отметить, что партию фортепиано великолепно исполняли: в немецком репертуаре Николаус Рексрот и в русском – Константин Тюлькин.

Заключительный вечер фестиваля Be@thoven ознаменовался самым грандиозным творением композитора. Как отметил в виртуальной встрече (Off-программа) со зрителями авторитетный музыковед, автор нескольких книг о Бетховене, член Баварской академии изящных искусств в Мюнхене профессор Дитер Рексрот:

«Бетховен своей 9-й симфонией создал и оставил художественные и этические послания, которые особым образом привело в движение новую культурную практику огромного значения. И это касается не только его времени и Европы, это касается и нынешних дней и уже всего мира».

Исполнял симфонию Международный молодежный Чайковский-оркестр (визитная карточка Оркестровой академии). В этом году профессорами академии были валторнист Кристиан-Фридрих Дальман (Германия) и скрипач Максим Косинов (Германия), а художественным руководителем – дирижер Томас Цетмайр, который и стоял за пультом. Молодые музыканты исполнили 3 части симфонии, а на 4-й к ним присоединились солисты Мария Баянкина (сопрано), Елена Жидкова (меццо-сопрано), Илья Селиванов (тенор), Томас Бауэр (баритон) и Симфонический хор Свердловской филармонии. Такое «смелое» сочетание в одном проекте молодых музыкантов с маститыми исполнителями, своеобразная преемственность поколений – тоже очень по-бетховенски. Финал симфонии был просто ошеломляющий! Особенно когда грянул хор, а пели в масках(!), т.е. артикуляции не видно и потому было почти мистическое ощущение, что звук идет откуда-то свыше… В зале царило такое воодушевление, что хотелось обнять весь мир!

Кстати, днем раньше на вокальном концерте был зачитан фрагмент из Гейлигенштадтского завещания, написанного Бетховеном 6 октября 1802 года и там были такие строки:

«Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так». 

Обращался он к своим родным, но как будто ко всем ныне живущим. Три фестивальных концерта шли в прямой трансляции. К зрителям Свердловской филармонии присоединились пусть не миллионы, но более 120 тысяч человек из России, Германии, Греции, Швейцарии, Ирана, Таджикистана, США, Израиля, Казахстана, Турции, Франции, Чехии и Японии. Дорогой Людвиг ван Бетховен! Когда мы слушаем вашу музыку, поверьте, вы делаете нас счастливыми! Так есть!

Текст Марии Лупановой, фотографии предоставлены Свердловской филармонией

 

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!