Знойные дни

17 июля 2019
17 июля, 2019
Безумные дни в Екатеринбурге

Международный музыкальный фестиваль «Безумные дни» (La Folle Journée) прошёл в Екатеринбурге в пятый раз, и не заметить его было сложно. Дело даже не в ярких штендерах с афишами, не в цветных воздушных шарах — символе фестиваля — на площади перед ТЮЗом: о «Безум­ных днях» красноречиво свидетельствовали толпы зрителей, которые курсировали между фестивальными площадками, причём не пешком, а бегом. Так это и делается: завершается один концерт, завсегдатаи резко поднимаются с мест и мчатся на следующий. В афише фестиваля — 120 концертов за три дня, в которых занято около 800 исполнителей из разных стран, и настоящие меломаны стараются посетить их как можно больше.

Так работает блестящая, пожалуй, даже гениальная идея французского импресарио Рене Мартена, автора формата «Безумных дней»: он даёт возможность людям всех социальных слоёв послушать много прекрасной музыки в исключительном исполнении, причём за символические деньги. Такое в России возможно только в Свердловской филармонии и только один раз в году: на «Безумных днях» средняя цена билета — 170 руб., а максимальная — на торжественное закрытие фестиваля — всего 500 руб. Концерты короткие — 40—60 минут — и проходят на девяти площадках, расположенных близко друг к другу.

Близость фестивальных залов стала настоящим спасением для тех, кто предпочёл в уик-энд 12—14 июля фестивальную беготню поездкам на природу. В Екатеринбурге стояла немилосердная жара — до 36 градусов; дни выдались знойные во всех смыслах, и лишь кондиционеры в театрах и филармонии помогли выдержать этот марафон.

В чём секрет успеха «Безумных дней»? Заместитель директора Свердловской филармонии, бывший пермяк Рустем Хасанов любит повторять: «У нас фестиваль без звёзд». Действительно, Анна Нетребко, Риккардо Мути, Йонас Кауфман или, простите, Теодор Курентзис на этот фестиваль не приедут. Тут не те гонорары. Однако Рене Мартен — профессионал, который знает буквально всех исполнителей классической музыки из Европы и Азии и умеет выбрать тех, кто умещается в диапазон оценок от «отлично» до «потрясающе» и при этом стоит недорого. Делая ставку на молодых музыкантов, Мартен совершает открытия, поражающие прозорливостью.

Афиша фестиваля была свёрстана семь месяцев назад. Обсуждая её с Рустемом Хасановым, Рене Мартен сказал: «Обратите внимание на Александра Канторова. Это надежда Франции на победу в конкурсе Чайковского». Семь месяцев назад! Вот как получилось, что после феноменальной победы, мгновенно сделавшей его горячей сенсацией музыкальной Европы, свой первый концерт в России Канторов дал в Екатеринбурге, на «Безумных днях», и свердловские меломаны смогли за символические 200 рублей послушать музыку русских композиторов в исполнении самого востребованного пианиста сезона, получающего по 200 предложений о выступлениях в день.

Канторов с его выдающейся музыкальностью — совершенно особое впечатление, очень вдохновляющее. За роялем он кажется гораздо старше своих 22 лет, но стоит ему начать говорить, как тут же «включается» мальчишка, всё ещё немного не верящий в свой новый звёздный статус.

Ещё один лауреат недавно завершившегося конкурса Чайковского виолончелистка Анастасия Кобекина — в Екатеринбурге народная героиня. Она местная уроженка, дочь композитора Владимира Кобекина, красавица, умница, огонь и европейская звезда. На Настины концерты старинные знакомые и поклонники приносили цветы охапками.

Каждый год «Безумные дни» предлагают общую тему для концертных программ, и тема нынешнего года — «Музыка странствий» — позволила вдоволь послушать португальское фаду и корсиканское многоголосое пение, ориентальные мелодии Великого шёлкового пути и в особенном изобилии — музыку европейских классиков, написанную с «географическими» отсылками: «Рейнские песни» Жоржа Бизе, «Пять греческих песен» Мориса Равеля, «Итальянское каприччио» Чайковского и т. п. Один из принципов фестиваля — понятная, комфортная музыка; бескомпромиссный авангард здесь не в формате, опора делается на классику. Это вовсе не значит, что звучат исключительно популярные до заезженности мелодии, напротив, многие опусы известны лишь музыковедам. Дозы популярной и редкой музыки здесь тщательно выверены: вот, к примеру, концерт из произведений Равеля — сначала звучит музыка, которая исполняется нечасто, а в финале — «Болеро», которое заставляет зал взвыть.

Играет, разумеется, УрФО — Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса. Именно этот коллектив, который «тянет» на себе изрядную долю фестивальной нагрузки, исполняя по три концерта в день, стал причиной того, что Рене Мартен выбрал Екатеринбург из всех российских городов для реализации своего сетевого международного проекта.

Сам Мартен непременно присутствует на фестивале, посещая по семь, а то и восемь концертов в день: отсматривает ту часть программы, которую предложила Свердловская филармония. Французский продюсер всегда готов знакомиться с новыми для него исполнителями и коллективами: а вдруг найдётся что-то достойное для поездки в Нант, где в конце января — начале февраля каждого года проходят первые и главные «Безумные дни»? В этом году продюсер «взял на карандаш» коллектив «Мандолины Екатеринбурга» с сочинениями местного композитора Валентина Барыкина.

Наверняка и пермский хор «Млада» Рене Мартен запомнил, ведь коллектив выступил с программой a cappella

«Счастье не за горами» исключительно удачно. Зал Екатеринбургского ТЮЗа, правда, был далеко не полон (в Перми бы на этот концерт билеты смели в момент), но зато аплодисменты были шквальные! «Млада» выступила на фестивале трижды, и все три раза произвела наилучшее впечатление. Совершенно незнакомый коллектив мгновенно стал популярным».

Через год «Безумные дни» будут посвящены 250-летию со дня рождения Бетховена, и Рене Мартен обещает екатеринбуржцам уже не 120, а 150 концертов, среди которых будет много сюрпризов.

Автор: Юлия Баталина

Источник: Новый Компанон

Другие публикации