Спиричуэл и клезмер в уральской столице

20 сентября 2018
20 сентября, 2018
Фестивали

Один из самых ярких и необычных мировых музыкальных фестивалей «LaFolleJournee» («Безумные дни») в четвертый раз прошел в Екатеринбурге, собрав за небольшой промежуток времени рекордное для Урала количество классических музыкантов и слушателей.

Идея устроить доступный для широкой аудитории фестиваль классической музыки пришла французскому продюсеру Рене Мартену на концерте известной рок-группы U2, послушать которую собрался целый стадион молодежи. Подумав, что было бы неплохо привлечь этих людей и в академические концертные залы Рене придумал особый формат: длящиеся не более часа концерты с утра до позднего вечера параллельно проходят в расположенных в едином комплексе залах, предлагая самой разной публике за весьма умеренную плату послушать как известных мастеров, так и начинающих музыкантов. Первые «Безумные дни» с большим успехом прошли в 1995 году в Нанте, а через некоторое время фестиваль вышел за границы Франции, устремившись и в близлежащие страны (Испания, Португалия, Польша), и на другие континенты (Бразилия, Япония).

Для проведения «Безумных дней» в России выбор Екатеринбурга оказался очень удачным – крупнейший промышленный и культурный центр помимо прочих своих достоинств имеет и прекрасную филармонию, одну из лучших в нашей стране, блестяще справившейся с организацией и проведением масштабной серии концертов.

В этом году под девизом «К новым берегам», подразумевающим особенно актуальную сейчас для Европы тему эмиграции и переселения народов, были собраны симфонические оркестры, хоры, камерные ансамбли, барочные коллективы, джазовые и фольклорные музыканты.

К примеру, можно было начать субботнее утро в ТЮЗе с маршей и вальсов русской эмиграции в исполнении духового оркестра Центрального военного округа, затем переместиться в Малый зал филармонии для того, чтобы послушать как французская пианистка Мари-Анж Гучи исполняет Скерцо Шопена и Этюды-картины Рахманинова, после чего перейти уже в Большой филармонический зал, где другая французская пианистка, участница первых «Безумных дней» в Нанте, Анн Кеффелек вместе с Уральским молодежным симфоническим оркестров под управлением дирижера Энхэ играет Третьей концерт Бартока, дальше постараться попасть в соседний с филармонией Учебный театра, в котором Московским камерным оркестром «Musica Viva» с руководителем Александром Рудиным за пультом и Юрием Фавориным за фортепиано были представлены редко звучащие концерты Хиндемита и Мартину, после чего постараться снова успеть в филармонию на российскую премьеру сочинения уральского композитора Ольги Викторовой «Исход», подготовленную хором и Уральским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.

Безумный день можно было завершить на академической ноте, послушав Пятый фортепианный концерт Бетховена в трактовке лауреата конкурса им. П.И. Чайковского Лукаса Генюшаса и затем, в том же Большом зале филармонии, органную музыку Франции в исполнении Тараса Багинца, либо провести вечер в более расслабленном режиме, сходив в ТЮЗ на вечер фламенко в исполнении замечательной танцовщицы Элен Гризар-Куэто и оставшись затем на зажигательный октет клезмерской и цыганской музыки «Sirba». К перечисленным именам стоит добавить бельгийский ансамбль барочной музыки «Ricercar Consort», квартет «Polisander», состоящий из играющих на блок флейтах очаровательных британских девушек, казанский камерный оркестр «La Promavera», ансамбль солистов «Мадригал», камерный хор «Доместик», камерный оркестр «B-A-C-H»… Попавшего в «Безумные дни» в Екатеринбург неискушенного, но так или иначе интересующего хорошей музыкой слушателя можно было сравнить с гражданином, попавшим из страны перманентного дефицита в роскошный супермаркет, полки которого уставлены самыми разнообразными яствами. Однако при внешней своей вроде бы «потребительской» направленности цель фестиваля иная, – а именно показать обывателю иную альтернативу заполонившему звуковой эфир низкопробному примитивному «фаст фуду», сделать доступнее настоящее искусство.

Среди безусловных хедлайнеров фестиваля оказался Уральский филармонический оркестр, давший шесть разных концертов. Написанной специально по заказу «Безумных дней» и впервые исполненной в феврале этого года в Нанте оратории Ольги Викторовой «Исход» предшествовала симфоническая поэма Рахманинова «Остров мертвых», продирижированная Дмитрием Лиссом с такой силой и убедительностью, что, казалось, над публикой действительно витали холодные суровые ветра, а гениально выраженное композитором отчаяние человеческой души выплескивалась далеко за пределы филармонического зала, замершего во время исполнения.

По контрасту с Рахманиновым музыка Ольги Викторовой напротив, сверкала яркими красками, живописующими известную библейскую историю про то, как Моисей вывел свой народ из египетского плена. Знатоки могли оценить тонкую изящную работу композитора и дирижера, услышав и необычные созвучия, и намеки на старинные жанры, простым слушателям было интересно следить за произносимым чтецами библейским текстом, отражающегося в красках и тембрах большого оркестра. Тема исхода из плена возникла и на концерте-закрытии, также прошедшем под управлением Дмитрия Лисса. В финале вечера Симфонический хор филармонии спел знаменитый на весь мир по обработке Луи Армстронга спиричуэл «Go down Moses», а затем не менее известный номер «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Верди, словно отпускающего фестиваль в дальнейшее плавание, чтобы вновь окунуться в «Безумные дни» на том же месте, в то же время, но уже через год.

Другие публикации