Под знаком оркестра

21 ноября 2016
21 ноября, 2016
Интервью
Симфонический форум

В 2016-ом в четвертый раз Екатеринбург открыл миру Симфонический форум России. Один из наиболее значимых проектов для профессионального сообщества проходил при поддержке Министерства культуры РФ и губернатора Свердловской области на площадках Свердловской филармонии. Раз в два года в столицу Урала прибывают оркестры из самых разных точек страны. В течение недели ценители симфонической музыки получают возможность услышать то, ради чего иным меломанам приходится, порой, отправляться в далекие города. Каждый Форум уникален. Четвертый, пожалуй, особенно отличается от предыдущих. Симфонический саммит в этом году украсило звучание хоровых голосов. Впервые за долгие годы Екатеринбург принимал лидеров кантатно-ораториального жанра из Санкт-Петербурга и Москвы. Выступления двух капелл – под управлением Владислава Чернушенко и Валерия Полянского – обогатили звуковую палитру Форума и задали новый ориентир.

Впрочем, не только присутствием кантатно-ораториального жанра отличался IV Симфонический форум. Об основных его событиях рассказал первый заместитель директора СГАФ Рустем Хасанов.

– Рустем Талгатович, форум – почему именно такое название дано проекту? Какова специфика столь крупной встречи оркестров?

– Мы намеренно не называем его, к примеру, фестивалем. Ведь это не просто крупное событие в культурной и музыкальной жизни нашей страны, а единственный в своем роде масштабный проект в сфере симфонической музыки. Форум был рожден в 2010 году и сразу позиционировался, как площадка для обсуждения проблем симфонической отрасли музыкального искусства.

Концертная часть проекта, безусловно, – есть обращенность к публике. Это представление, показ ведущих симфонических коллективов нашей страны. То, что слушатель может оценить, с чем получает возможность познакомиться. Тем более, что мы представляем очень широкий географический охват: от Белгорода до Красноярска – с запада на восток, от Петрозаводска до Волгограда и Ростова – с севера на юг. Конечно, и обе столицы в афише, поскольку форум России невозможен без московских и питерских мэтров.

Всего за годы проведения было показано 20 оркестров. Это не мало. Учитывая, что некоторые дали концерты (и не по одному) не только в Екатеринбурге, но и в городских филармонических залах Свердловской области…

Еще важно, что форум не мог родиться на пустом месте. И роль сыграло не только лидерство нашей филармонии на концертном пространстве России, но еще и позиция Уральского академического филармонического оркестра, как одного из ведущих симфонических коллективов страны. Так что, успехи УАФО во многом определили место проведения форума на карте России. Впоследствии слоган «Екатеринбург – место встречи российских оркестров» закрепился за форумом.

– В чем особенности IV Форума?

– В этот раз форум был собран из несколько сюжетных линий.

Первая – 80-летие нашего оркестра. И программа составлялась таким образом, что открытие проекта пришлось на 30 сентября – дата, когда УАФО официально отмечает свой день рождения. Ведь 29 и 30 сентября 1936 года прошли первые выступления коллектива.

Вторая линия – юбилеи двух столпов русской музыки XX века – исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича и 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. И многое в программе форума было подчинено именно музыке и творческому пути мэтров. Третья линия – популяризация кантатно-ораториального жанра. Гастроли капелл одновременно с форумной программой были «вмонтированы» еще в один крупный проект, поддерживаемыйМинистерством культуры РФ – «Всероссийские филармонические сезоны», поскольку гастроли больших коллективов в 150-170 исполнителей логичнее организовать в рамках такого масштабного музыкального события, как наш форум.

Мы принимали в этот раз действительно знаковые, ведущие капеллы страны — Государственную академическую симфоническую капеллу России под управлением Валерия Полянского и Государственную академическую капеллу Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. И достойно вписался в программу Симфонический хор Свердловской филармонии, открывающий этой осенью свой 10-й сезон.

– Одна из задач форума – представление симфонического «звучания» регионов России. Какие открытия явил публике и профессиональному сообществу IV Форум?

– Безусловно, открытием стал маститый Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Гинтараса Ринкявичуса (Конечно, оркестр когда-то давно  бывал в Екатеринбурге, но не в нынешним составе и не с Ринкявичусом). С 2010 года уговаривали новосибирцев приехать к нам. И их участие, конечно, удача.

Открытием, вернее, презентацией для российского слушателя стал Тюменский государственный симфонический оркестр (которому всего год от роду) под управлением Евгения Шестакова.

Но помимо музыкальных открытий, мы говорим еще и об одной специфической особенности форума – о его открытости для публики. Одной из основ этой позиции доступности стали видео трансляции. 4 концерта форума можно было посмотреть в прямом эфире на сайте Виртуального концертного зала Свердловской филармонии, а также на сайте Всероссийского виртуального концертного зала Московской филармонии. Интернет-портал Министерства культуры России тоже транслировал наши программы. Не все, безусловно, но триада симфоний Шостаковича прозвучала онлайн (Пятнадцатую исполнили уральцы, Восьмую – новосибирцы, а Девятую – дебютанты из Тюмени).

– Что было включено в программу деловой части форума в этом году?

– Это особое направление форума. Нужно осознавать, насколько важна эта составляющая программы. Подобных встреч профессионального сообщества нигде в России больше не организуется. Между тем, они просто необходимы для обмена опытом. Семинары проводим для менеджеров концертных организаций, директоров филармоний и симфонических оркестров. Вместе намечаем и обсуждаем пути перспективного развития.

На IV Форуме прорабатывались темы волнующие, насущные. Например, полемизировали о давно витающей в воздухе идее введения категорийности оркестров. Ведь когда-то в СССР была система категорий симфонических коллективов с определенными критериями. И, в общем-то, было все понятно. Конечно, в настоящее время многое поменялось, нельзя применять старые стандарты к сегодняшней действительности. Тогда в стране было 23 оркестра, сейчас – около 80-ти! И сегодня симфоническим оркестром называется состав из 35 человек, и из 67, и из 110. Потому как регионы по развитию, по возможностям финансирования, по масштабам концертной деятельности разные, да и сами коллективы очень не похожи. Словом, новая система нужна, либо надо трансформировать существующую.

Мы начали работу с одним из инструментов, позволяющих определять категорию, и это ноу-хау форума – проведение независимого мониторинга деятельности симфонических оркестров. В отличие от официальной статистики, которую собирает Главный информационный центр Министерства культуры России (ГИВЦ), мы берем для рассмотрения более широкий спектр параметров. Например, нас волнуют вакансии в коллективах, обеспеченность музыкальными инструментами, размеры зарплат, образование музыкантов, гастрольная и концертная деятельность. То есть, все то, что интересно профессиональному сообществу, для проведения анализа и оценки развития отрасли в целом.

Еще один важный вопрос, который волновал и меня, в том числе, это продюсирование симфонических коллективов. И эту проблему поднимали тоже. Обсуждали, как сегодня продвигать симфонический оркестр в обществе. Это ведь вопрос не только продажи билетов. Понятие «общества» гораздо шире, чем только «публика». Рассматривали продюсирование на примерах оркестров разных уровней. Свое видение транслировали участники из Рязани, Новосибирска, Петрозаводска. Мы тоже делились опытом. Множество отличий, опять же, из-за разных «весовых категорий», масштаба деятельности. Но у всех интереснейший опыт.

Новая тема, которая никогда не обсуждалась в рамках форума – взаимодействие музыкальной журналистики и критики с оркестрами и концертными организациями. Почему могут быть привлекательны или наоборот, какие-то события творческой деятельности оркестра и филармонии в целом. Как освещаются (и как это делаться дОлжно) концерты, фестивали, гастроли, тОповые проекты, акции, приезды выдающихся музыкантов и т.д. Вообще, любопытно, насколько мы интересны друг другу. Что подлежит критике, в чем заключается экспертная оценка.

Кроме того, в программу, как всегда, были включены круглые столы, семинары, обсуждение практического опыта, проведение анализа сайтов оркестров и концертных организаций. Встречи вышли очень живыми, совершенно очевидно, вызвали интерес у представителей всех 25-ти регионов, прибывших на Форум: директоров, менеджеров, руководителей PR-подразделений, пресс-служб.

– У Форума есть еще и off-программа. Чем удивляли гостей и публику в этот раз?

– И в этой части было много увлекательного. Учитывая проведение Года российского кино, мы решили «внедрить» кинонаправление и включили в программу Форума симфонический киновечер. Совместно с нашим партнером Свердловским областным фильмофондом предложили публике к просмотру и обсуждению интереснейшую ленту «Александр Невский» 1938 года создания, наполненную музыкой Сергея Прокофьева. Встречу вели режиссер Олег Балмашев и музыковед Эльвира Архангельская, сделавшие экскурс в историю российского кино и обзор киномузыки Прокофьева. На такой формат мероприятия активно откликнулась молодежь – добрый знак для нас.

Форум вышел и за стены филармонии, предложив школам, гимназиям и колледжам города художественно-публицистическую ленту 2016 года «Ленинград. Номер семь». В фильме на основе документального материала рассказывается история создания легендарной Седьмой симфонии Шостаковича. Мне думается, что такой шаг Форума в сторону юношества – важная часть воспитания нашей молодой публики.

Также в рамках off-программы совместно с еще одним партнером – Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Глинки – мы представили выставочный проект «История Прокофьева». Интереснейшая экспозиция, состоящая из шести разделов, создана по форме симфонического цикла со вступлением, сонатным allegro, скерцозными эпизодами, философским adagio и финалом – итогом пройденного композитором пути. Мы планируем представить эту выставку и в наших филармонических залах в городах Свердловской области.

И, конечно, во время Форума после концертов поклонники получили возможность получить автографы всех участников проекта и пообщаться с ними. Слушателю вообще это важно – подойти, высказать свои эмоции, чувства, переживания, сфотографироваться на память… И снова было много молодой публики.

– Действительно интерес к подобным проектам молодого зрителя-слушателя сегодня обострен. И, судя по всему, организаторы симфонического «саммита» здорово улавливают эту волну.

– Конечно! Ведь это наша настоящая и будущая публика. Важной составляющей Форума стал конкурсный отбор во Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. Маэстро, как всегда, сам проводил смотр талантливых ребят всего Уральского региона. Из 16 молодых музыкантов, прошедших во второй тур, 9 – учащиеся нашего музыкального колледжа, который одновременно является Уральским региональным центром для музыкально одаренных детей и молодежи. С 2012 года дирижер дружит с нашей замечательной «десятилеткой», курирует талантливых ребят, многие из которых уже успешно играют в молодежном оркестре мэтра.

– Каков ваш личный взгляд на IV Симфофорум?

– Как слушатель, я познакомился с очень разными оркестрами. Сравнение выступлений – бесценный опыт. Ведь все это разные школы, непохожие истории, пересечения, параллели. И интересные размышления. Кстати, записи концертов под общим названием «Симфонический форум России представляет» планирует транслировать радиостанция «Орфей», так что, имеет смысл проверить свои ощущения.

Из неконцертного: для меня очень важно общение с коллегами. Всегда любопытно узнать, что и где происходит, что придумывается, организуется. Стремимся интересный опыт перенять, идеи, которые, на первый взгляд, лежат на поверхности. Мы же все время бежим, не замечаем очевидного, что-то не приходит в голову, а Форум дает возможность все это разглядеть. Ведь тот, кто успевает учиться у других, перерабатывать, создавать что-то свое, тот и становится лидером. Ну, а то, что нам удается внедрять новые линии, новые направления, форматы, привлекать новую публику – в этом безусловное значение Симфонического форума России вообще и IV Симфонического форума в частности.

 

Экспертное мнение

Музыковед, критик, автор «Российской газеты», журналов «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Культура Урала» Лариса Барыкина:

– Впечатления многогранны. Сильны чисто музыкальные ощущения. Например, в последнем концерте, на закрытии форума Уральским академическим филармоническим оркестром вместе с приглашенным маэстро Франком Берманом былапредставлена Пятая симфония Малера. И я даже не предполагала, что это может быть так мощно сделано дирижёром, который в большей степени, все-таки, владеет оперной спецификой. Но именно его управление очень пошло на пользу исполнению. Вышло очень театрализовано, ощущалось присутствие персонифицированного музыкального героя. Невероятно интересная музыкальная концепция.

Было совершенно потрясающее исполнение оратории Прокофьева «Иван Грозный» с солирующим народным артистом России Юрием Лаптевым, которого мы знаем как прекрасного певца и режиссёра, но здесь показавшего свой выдающийся актёрский талант. Лаптев своим голосом скрепил множество интонаций, череду героев, переживаний. С этим произведением совершенно в свой жанр попала и Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга.

Открытием для меня стал Тюменский оркестр, всего год существующий. Конечно, это молодежный коллектив. И это ощущалось до тех пор, пока не они не исполнили на бис Балакирева «Исламей». То как сильно это получилось – говорит о большом потенциале оркестра.

Здорово было встретиться с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. И исполнением Шостаковича с совершеннейшей, невозможной Симфонией № 8. Даже не знаю, возможно ли как-то еще по-другому ее сделать. Высшее мастерство. Безусловно, этот оркестр, как и наш, в числе лучших российских.

Я под впечатлением от всей программы, и выделить что-то одно действительно очень сложно. Пожалуй, скажу еще, что на высоте был и Симфонический хор Свердловской филармонии, представший на открытии форума со своей «коронкой» – симфонической поэмой Рахманинова «Колокола».

 

Народный артист СССР, главный дирижер Всероссийского юношеского симфонического оркестра Юрий Башмет

– Форум, как и многое, что родилось в стенах Свердловской филармонии, с каждым годом только подтверждает свою важность. То, что когда-то здесь появилось, всегда имеет благополучное продолжение.

Это касается и моего юношеского оркестра. Провожу здесь самый важный региональный отбор потому, что именно здесь находится колледж, который по стране имеет самый высокий уровень среди подобных заведений. В общем и целом по всему комплексу инструментального преподавания уральская школа-десятилетка лучше всех остальных в России. И это не по письмам или рассказам, знаю и говорю, поскольку провожу смотры сам.

Именно на такой базе строится будущее. И форум не может проходить без расчета на оркестр будущего. Многое в наших руках.

Источник: Культура Урала

Другие публикации