9 декабря в Свердловской филармонии состоялась заключительная встреча проекта «Лаборатория современной музыки» 2025 года. Её героиней стала петербургская композитор Настасья Хрущёва — одна из самых прогрессивных и смелых авторов нового поколения.
В своём первом выступлении в Свердловской филармонии Хрущёва представила слушателям собственный творческий метод, который определяет как «эсхатологический минимализм». Вслед за Юрием Мартыновым она стремится «услышать апокалипсис в себе и существовать внутри апокалипсиса», используя средства минимализма, который считает «единственной адекватной стратегией в эпоху метамодерна».
Особое внимание композитор уделяет роли слушателя в процессе исполнения. По мнению Настасьи, слушатель является полноценным соавтором, а произведение существует только в момент звучания. Это особенно ощутимо проявилось в исполнении её фортепианного сочинения «Русские тупики», каждую версию которого отличают элементы импровизации. Как подчёркивает автор, эта «музыка живёт во времени и не имеет финала».
Слово «диалог» присутствует на всех афишах проекта, и это не случайно. Формат лаборатории позволяет слушателям задавать вопросы о композиторской технике, работе над произведением и его философии, а композиторам — транслировать свои идеи напрямую, превращая концерт в живое исследование музыки.
По мнению руководителя проекта Александры Шакирьяновой, именно такая форма общения делает современную музыку ближе и понятнее широкой аудитории.
В 2025 году «Лаборатория современной музыки», созданная совместно с Региональным отделением Российского фонда культуры в Свердловской области, объединила трёх российских авторов: Владимира Раннева, Антона Танонова и Настасью Хрущёву. Все встречи прошли при полном аншлаге, а билеты на Камерный вечер с Настасьей Хрущёвой были распроданы ещё в сентябре.
В 2026 году «Лаборатория современной музыки» продолжит знакомить екатеринбуржцев с ведущими российскими авторами. Участниками нового сезона станут Владимир Горлинский, Алексей Сысоев и Роман Цыпышев.
