Деловая программа VIII Симфонического форума России завершена

Деловая программа VIII Симфонического форума России завершена

Двухдневные заседания собрали 80 представителей 40 концертных организаций, специальных образовательных учреждений, ведущих музыкальных экспертов из 35 регионов страны. Участники обсудили ключевые вопросы развития симфонического искусства: подготовку оркестровых кадров, работу с молодежной аудиторией, взаимодействие с профессиональными медиа и социальную роль оркестров.

Ведущий советник Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Кирилл Суриков зачитал собравшимся обращение министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, в котором она пожелала процветания Форуму, его участникам и гостям — вдохновения и незабываемых впечатлений, а жителям и гостям Свердловской области — открыть для себя красоту симфонического искусства.

С приветственными словами к участникам обратились министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, которая подчеркнула, что на регион «возложена замечательная миссия — не просто сохранять, но и развивать традиции симфонического искусства» и президент Союза концертных организаций России, директор Московской филармонии Алексей Шалашов, который поблагодарил всех за труд, вдохновение и преданность делу, а также подчеркнул, что «вопросы симфонического искусства — это часть большой культурной миссии России, от которой зависит будущее отечественного исполнительского искусства».

В рамках Деловой программы форума 3 и 4 октября были представлены доклады и выступления, затрагивающие актуальные темы: «Мониторинг деятельности симфонических оркестров России в 2024 году: анализ и тенденции» с актуальными данными и прогнозами развития отрасли (А. Колотурский, директор Свердловской филармонии), «Мониторинг репертуара симфонических оркестров России», сконцентрированный на тенденциях и изменениях в программной политике (А. Устинов, главный редактор гашения «Музыкальное обозрение»), «Коммерциализация сферы культуры: последствия для академического искусства», где рассматривались тренды, экономические показатели и баланс между доходностью и общественной пользой (В. Музычук, заместитель директора Института экономики РАН).  

Александр Колотурский отметил, что мониторинг в рамках всероссийского форума проводится раз в два года. В 2024 году в нём приняли участие 74 симфонических оркестра, что позволило получить подробную картину состояния отрасли: в России действует 98 оркестров, из которых 86 региональных и 12 федеральных. Отмечен рост числа коллективов и преподавательской активности музыкантов, но выявлены проблемы с отсутствием главного дирижёра в некоторых оркестрах и существенным разбросом численности музыкантов (от 9 до 127 человек). Он подчеркнул необходимость совершенствования менеджмента концертных организаций, укрепления взаимодействия с учредителями и роли концертных залов как центров продвижения академической музыки.

Валентина Музычук подчеркнула, что при существующих видах экономики в рамках мейнстрима и в рамках политэкономического подхода, наблюдается развитие креативной экономики в рамках экономического мейнстрима. Ключевым понятием является не «творческий труд», а «креативная индустрия», где не учитывается  некоммерческий сегмент культуры, задача которого — не прибыль, а выполнение культурной миссии. На этом фоне возникает противоречие: с одной стороны, государство официально провозглашает сохранение российских культурно-нравственных ценностей, а с другой — в рамках бюджетной реформы мы видим сокращение финансово-экономической самостоятельности учреждений. Музычук пришла к выводу, что финансово-экономические подходы, ориентированные только на посещаемость, не отражают реальной ценности культуры. В сфере академического искусства «повышение производительности» часто разрушает сам продукт, а сохранение культурной миссии требует иной логики, отличной от рыночного подхода.

Андрей Устинов рассказал о тенденциях репертуарной политики. Он отметил различие между столичными и региональными оркестрами: у первых — широкий выбор программ и исполнителей, а в регионах ключевую роль играет культурное просвещение и формирование музыкального вкуса. В последние годы в репертуар часто включают произведения А. Брукнера, Г. Малера и Д. Шостаковича, возвращается интерес к русской симфонии, но сочинения современных авторов пока звучат редко. Эксперт подчеркнул важность разделения академической и развлекательной музыки, грамотного репертуарного планирования и подготовки кадров.

Особое внимание на Форуме было уделено вопросам подготовки оркестровых музыкантов. 

В рамках Совместной панельной дискуссии Союза концертных организаций России и Ассоциации музыкальных образовательных учреждений обсуждались опыт и проблемы взаимодействия концертных организаций и образовательных учреждений, формы и методы профориентационной работы, поднимались актуальные вопросы, связанные с целевым обучением. Спикерами выступили представители из разных регионов, включая Свердловскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Карелию, Калининградскую и Самарскую области. Модерировал встречу ректор Российской академии музыки им. Гнесиных профессор Александр Рыжинский.

Александр Рыжинский сообщил, что система музыкального образования и подготовка кадров остаются критически важными. Несмотря на сохранение детских школ искусств, переход учащихся в средние профессиональные учебные заведения ограничен. Конкурс на поступление по многим инструментам низкий, что создаёт угрозу оркестровым кадрам в будущем.

Алексей Шалашов подчеркнул, что сохранение преемственности и высокого уровня исполнительства возможно только при поддержке системы раннего музыкального образования, молодёжных оркестров и вовлечении практикующих музыкантов в педагогическую деятельность. Он отметил, что широкая сеть начального музыкального образования позволяет вовремя выявлять и развивать таланты даже в отдалённых регионах. Главная задача — обеспечить качество и преемственность российской оркестровой школы, сочетая образование, практику и профессиональное сообщество.

Второй день форума открыл Круглый стол «Молодёжь и академическая симфоническая музыка – где сходятся интересы?», где директора филармоний Ирина Лапшина (Омск), Елена Козлова (Самара) и художественный руководитель Челябинской филармонии Головина И.Г.  делились опытом взаимодействия с молодой аудиторией и обсуждали, как сделать классическую музыку ближе и понятнее для подрастающего поколения. Модерировала встречу и знакомила с опытом Екатеринбурга Александра Шакирьянова, руководитель департамента образовательных проектов Свердловской филармонии.

Участники круглого стола обсудили, как найти общий язык между традиционной формой искусства и современными ожиданиями молодежи, какие форматы и подходы оказываются наиболее эффективными, как использовать образовательные и просветительские проекты для формирования устойчивого интереса к симфонической музыке. Общие выводы из этой встречи: Молодёжная аудитория — не просто зрители, а активные участники музыкальной жизни, с которыми можно и нужно работать по-новому. Она ценит удобство, индивидуальность и стремится к живому общению с музыкантами, а не только к возможности побывать на концерте. Её интерес и вовлечённость поддерживает разнообразный репертуар. Кроме того, для молодых слушателей важны интерьеры — они любят запечатлевать себя на концертах. Это аудитория социальных сетей и общение с ними на их территории, а также использование мерча и социальных абонементов, повышает лояльность и волечённость молодых слушателей. Спикеры пришли к мнению, что необходимо учитывать интересы нового поколения, понимать их запросы и адаптироваться к ним, чтобы приумножить будущую аудиторию концертов.

В Панельной дискуссии «Критика или PR? Как оркестрам выстроить диалог с профильными медиа?» приняли участие ведущие музыкальные эксперты и главные редакторы федеральных медиа: Евгения Кривицкая («Музыкальная жизнь»), Андрей Устинов («Музыкальное обозрение»), Борис Лифановский (ClassicalMusicNews),  Роман Берченко (заместитель директора радио «Орфей»).

Музыкальный критик и театральный эксперт Лариса Барыкина, модерировавшая встречу, отметила, что критика в наши дни — не только оценка, но и диалог, в котором важно обеспечить эффективное взаимодействие между СМИ, культурными институтами и музыкальными организациями. Количество культурных изданий существенно сократилось, и особенно важно поддерживать медиа, которые рассказывают о музыкальной жизни.

Роман Берченко отметил, что «Орфей» активно омолаживает аудиторию и команду, делает контент современнее, опираясь на записи, сделанные после 2010 года. Будущее радио он видит в переходе на интернет-вещание и мобильные приложения. Условием партнерства ставит качественные музыкальные записи, потому что без них сотрудничество будет неполным.

Евгения Кривицкая («Музыкальная жизнь») подчеркнула, что у каждого СМИ — своя специфика и формат контента, которые необходимо учитывать при обращении. Проблемы взаимодействия часто связаны с поздним планированием и неумением грамотно готовить материалы (нет фото, неполные анонсы и т. д.). В современных СМИ — малый штат сотрудников, поэтому необходимо соблюдать эти условия. Она напомнила, что «Музыкальная жизнь» работает на формирование имиджа филармоний, а не на прямые продажи билетов, и советует позиционировать себя как бренд, чтобы выстраивать долгосрочные отношения. 

Борис Лифановский рассказал, что Classical Music News переходит от агрегатора новостей к созданию собственных эксклюзивных материалов. Он работает над расширением аудитории, особенно региональной. Готов работать с информационными анонсами, с форматом интервью и напомнил о коммерческом партнерстве. Обратил внимание на раздел сайта, где прописаны требования к материалам.

Андрей Устинов подчеркнул, что его издание работает с профессиональным сообществом, а не с широкой аудиторией. Его миссия — помогать оркестрам видеть себя со стороны, формировать профессиональную рефлексию. По мнению Устинова, сезон оркестра должен восприниматься как художественное высказывание, а не набор концертов. Он отметил, что организации часто недооценивают профессиональную ответственность, предоставляя материалы изданию. И что издание готово сотрудничать с авторами, которые способны профессионально писать о музыке. 

Также был проведен обзор рынка музыкальных инструментов и оборудования, где обсуждались современные тенденции и возможности развития инфраструктуры для симфонических оркестров.

Завершил Деловую программу Круглый стол «Оркестр и общество. Взгляд с разных сторон», где обсуждались социальная роль оркестра и пути формирования системы общественной поддержки. Модератором выступил Лев Закс, профессор, ректор Гуманитарного университета (г. Екатеринбург). Среди выступающих — Дмитрий Гринченко, генеральный директор «Русского концертного агентства», Алла Петрова-Лемачко, руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, кандидат социологических наук.

Лев Закс отметил, что тема «оркестр и общество» особенно актуальна в условиях быстро меняющегося мира, где стираются границы между искусством и жизнью. По его мнению важно осознать, что «общество» — совокупность живых людей и сообществ, с которыми оркестр должен выстраивать отношения, и необходимо искать новые формы и подходы к налаживанию связи.

Основной проблемой Дмитрий Гринченко назвал отсутствие общественного запроса на симфоническую музыку. По его мнению, люди должны идти в зал не только «на Чайковского», а за уникальным эмоциональным опытом, который невозможно получить вне концерта. Исторические модели взаимодействия общества и оркестров устарели, и сейчас нужна новая, независимая от политической и экономической конъюнктуры, основанная на внутренней мотивации музыкантов и общественном интересе. Музыкантам важно помнить, что они выходят на сцену не ради денег, а ради передачи эмоций и смысла.

Алла Петрова-Лемачко подчеркнула, что концертная организация — репутационный ресурс, которым бизнес может гордиться. Кроме того, она может служить прекрасной коммуникативной площадкой для представителей власти. Бизнес, власть и попечители — три сферы, с которыми может сотрудничать филармония. Со всеми тремя  необходимо вести планомерную и деликатную работу. Надо быть готовыми к вопросу от бизнесменов «а что Вы дадите взамен?», и быть готовыми предложить корпоративное сотрудничество, которое работает на их репутационный статус. А в работе с попечителями важна полная открытость и доверие, погружение во внутренние вопросы.

Участники сошлись во мнении, что будущее оркестров зависит от живой связи с обществом: через воспитание слушателя, эмоциональную вовлечённость, совместность опыта и осознанную миссию музыкантов. Оркестр должен не просто существовать внутри зала, а становиться частью повседневной жизни.

Симфонический форум России, который проводится на протяжении уже 15 лет, вновь подтвердил, что является уникальной площадкой для обмена опытом, обсуждения насущных вопросов и поиска решений, которые помогут развивать симфоническое искусство в России. Масштабное событие, объединяющее ведущие симфонические коллективы страны, в 2025 году проходит с 3 по 9 октября в Екатеринбурге и городах Свердловской области: Каменске-Уральском, Асбесте, Ревде, Ирбите, Алапаевске. Форум проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Свердловской области и Союза концертных организаций России.

Афиша
Мои билеты
Корзина
Профиль
Войти в личный кабинет
или зарегистрироваться
или
Личный кабинет
вход в аккаунт user@sgaf.ru, используйте пароль, указанный при регистрации
Восстановление пароля
Инструкция по восстановлению пароля будет выслана на ваш email
Восстановление пароля
Введите код из письма и задайте новый пароль
Регистрация
пользователь с логином user@sgaf.ru не найден, проверьте свои данные или зарегистрируйтесь
и согласиться на обработку персональных данных и с политикой конфиденциальности
Подтверждение регистрации
Введите код из письма, чтобы подтвердить аккаунт
Билеты к оплате
Скидка Лиги друзей
-500 ₽
5 билетов на
30 000 ₽