Во французском Нанте отгремел 26-й фестиваль La Folle Journée («Безумный день»). 8 залов, 271 концерт и более 150 тысяч слушателей – фестивальные мероприятия по многолетней традиции становятся аншлаговыми. В 2020 году фестиваль посвящен 250-летию со дня рождения Бетховена. Несмотря на то, что композитор всем прекрасно знаком, отличительной особенностью нынешнего фестиваля художественный руководитель и основатель La Folle Journée Рене Мартен назвал большое количество новой музыки и новых сочинений.
Фестиваль охватил практически все музыкальное творчество Бетховена, звучали и оригинальные произведения, и многочисленные транскрипции. Некоторые из них привезли во Францию с Урала – Симфонический хор Свердловской филармонии во главе с Андреем Петренко представил почти шесть часов бетховенской музыки, в том числе три разных транскрипции финала Девятой симфонии. Выступление коллектива стало частью Международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции, представляющего лучшие творческие силы России за рубежом.
Были на фестивале и совершенно неожиданные проекты – современные видеоинсталляции с участием диджея, джазовый «Бетховен в Гаване», выступление ансамбля барабанщиков из Тринидада и Тобаго со своей версией Пятой симфонии на стальных барабанах. В Нанте можно было услышать вокальные попурри из самых известных мелодий композитора и даже мюзикл на бетховенские темы.
Пока рядовые зрители наслаждались концертами фестиваля, представители делегации Свердловской филармонии ударно трудились – предстояло оценить программы и артистов La Folle Journée, чтобы выбрать самое лучшее для «Безумных дней» в Екатеринбурге.
Одна из самых волнительных мыслей для наших экспертов была о том, хороша ли такая концентрация на бетховенском творчестве, с которым екатеринбургской публике надо будет провести три фестивальных дня в июле 2020 года?
Сомнения развеяла Светлана Черных, руководитель отдела работы со слушателями Свердловской филармонии: «У Бетховена огромное количество музыки, она настолько яркая, разнообразная, прекрасно воспринимается, и нет никакой усталости от того, что ты снова и снова слушаешь Бетховена. С одной стороны, это разные стили – и классицизм, и романтизм. С другой – разные жанры, от фортепианных пьес до симфоний, а между ними – квартеты, сочинения для хора и оркестра, камерные сочинения, песни… И наибольший интерес представляют именно оригинальные произведения.
Идеей фестиваля в Екатеринбурге будет знакомство с Бетховеном. Ведь многие знают только самые популярные его произведения – Пятую симфонию, оду «К радости» из Девятой симфонии, «Лунную сонату», «К Элизе», «Апассионату». Поэтому мы будем открывать новые грани композитора. Фестиваль в Нанте меня вдохновил, теперь я верю, что и у нас это тоже может быть масштабно, разнообразно и непринужденно».
Сомнений в «нескучности» бетховенской темы не оставляет и мнение известного пианиста Андрея Коробейникова, который в этом году также выступал в Нанте. По мнению исполнителя, «Безумные дни», организованные Свердловской филармонией, самые душевные – из-за особенного фестивального духа, большого количества молодежи и бурлящей фестивальной атмосферы.
Проверенному пятилетней историей «Безумных дней» Екатеринбургу Рене Мартен дал некоторую свободу – в отличие от Нанта звучать на Урале будет не только Бетховен. В чьё окружение он попадёт – пока загадка, но ждать ее разгадки остается совсем недолго – «Безумные дни» в Екатеринбурге пройдут с 10 по 12 июля 2020 года.