Почти 400 музыкантов и около 60 участников деловой программы, включая руководителей крупнейших концертных площадок из 13 стран мира, более 5 000 слушателей и многотысячная аудитория онлайн трансляций на протяжении восьми дней были частью «Евразии» – международного музыкального биеннале, проходившего с 29 ноября по 6 декабря в Екатеринбурге.
Впервые за 8 лет существования фестиваля параллельно с концертами проходила деловая программа. Двухдневный Международный симпозиум был торжественно открыт в резиденции губернатора региона. Приветствуя гостей, Евгений Куйвашев высказал уверенность в том, что зарубежный «опыт по созданию современных концертных залов, внедрению передовых технологий концертно-филармонической деятельности будет важен и полезен для Екатеринбурга».
Фестивальная программа этого года была выстроена вокруг творчества выдающегося французского композитора ХХ века Оливье Мессиана. Из его сочинения «выросла» главная тема фестиваля – «Песни любви и смерти» и ее лейтмотив – легенда о Тристане и Изольде, которую публика услышала в «классическом» прочтении Вагнера и в индийском варианте – симфонии «Турангалила» Мессиана.
Борьба за жизнь против смерти – квинтэссенция долгожданной российской премьеры, пришедшейся на первый день фестиваля. Морская трагедия 200-летней давности, нашедшая отклик в литературе и живописи, легла в основу сюжета оратории «Плот «Медузы» современного немецкого композитора Ханца Вернера Хенце и оказалась настолько «взрывоопасной», что попала под запрет. В наши дни «Плот «Медузы» возвращается в концертные залы мира. Для российской премьеры Уральскому филармоническому оркестру потребовалось усиление редкими духовыми инструментами, с которыми в Екатеринбург приехали артисты Бохумского симфонического и Дортмундского филармонического оркестров, Государственной оперы Ганновера, Высшей школы музыки Нюрнберга. Симфонический хор Свердловской филармонии дополнили детские голоса коллектива Мужского хорового колледжа. Сольные партии в концерте исполнили немецкие певцы Сара Вегенер и Фальк Хольгер, а также известный российский певец Владимир Огнев, выступивший в роли чтеца.
– Для меня эта оратория – квинтэссенция развития немецкой культуры в ХХ веке, постэкспрессионизм, его музыкальный аналог, – говорит художественный руководитель фестиваля, главный дирижер оркестра Дмитрий Лисс. – Наверное, мы должны были взять на себя функцию представить это сочинение российской публике.
– Это исполнение оратории сильно отличается о тех, что мне доводилось слышать в Европе, – признаётся гость фестиваля Михаэль Керстан, директор «Фонда Х. В. Хенце» (Германия), – Музыка звучит очень эмоционально, все оркестранты лично вовлечены в исполнение. Потрясающе работал хор, он очень точно воссоздал людскую толпу, охваченную отчаянием. Я очень рад, что мне удалось это услышать, и я счастлив, что побывал на таком прекрасном фестивале.
Впечатлений на «Евразии» с избытком – шестикратный бис звезды мировой барочной оперы Юлии Лежневой и ансамбля La Voce Strumentale, первозданные грузинские песнопения ансамбля «Мдзлевари», великолепная певица Мария Остроухова, перевоплотившаяся в диковинную восточную птицу во время исполнения Мессиановского вокального цикла «Ярави», ее великолепный партнер Александр Шайкин; как всегда блистательный Михаил Плетнев…
Британский дирижер Оливер Зеффман, вставший за пульт Уральского молодежного симфонического оркестра, концептуально подошел к выбору программы, воплотив в ней одну из идей «Евразии» – слияние культур разных частей света. Музыка европейцев Элгара и Дебюсси соседствовала с симфоническими зарисовками Такемицу и азиатской темой «Чудесного мандарина» Бартока. Солировала в концерте молодая британская виолончелистка, выпускница Кембриджского университета, победительница конкурса ВВС «Молодой музыкант года» Лора ван дер Хейден. Концерт стал частью программы Года музыки Великобритании и России 2019, которая проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Фестивальную тему дополнил философски всеобъемлющий «Космос» фортепианного дуэта из Германии Андреаса Грау и Гётца Шумахера. Музыку Мессиана, Куртага, Крама, Штокхаузена, Бартока, Этвёша проиллюстрировал один из авторитетных создателей видеороликов к классической музыке, немецкий кинорежиссер и композитор Штефан Бёме.
– Мы начали работу с изображениями, снятыми телескопом Хаббл и дальше двигались в направлении абстракции, так как космос, в числе прочего, предполагает и своеобразные полеты философии – рассказал кинорежиссер. – Я решился на эту визуальную абстракцию, потому что она подталкивает зрителя к размышлениям, дает новый опыт восприятия музыки.
Новым опытом для екатеринбургских слушателей стало и закрытие фестиваля. В финальной мессиановской программе «Евразии» в качестве солиста выступил выдающийся французский пианист Пьер Лоран Эмар, откликнувшийся на предложение Уральского филармонического оркестра, и профессор Парижской консерватории Натали Форже, играющая на волнах Мартено.
– Мессиан очень любил волны Мартено, во многом благодаря ему инструмент получил такую популярность, – рассказывает Натали Форже. – Бесконечная нежность, которая присуща этому инструменту, лежит в основе «Турангалила-симфонии».
Натали Форже впервые приехала в Россию. Наряду с Екатеринбургом, этой зимой она посетит Москву и Петербург, куда Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса вскоре повезет «Турангалила-симфонию».
Музыкальную программу фестиваля «Евразия» дополнила офф-программа с предконцертными лекциями, баттл художников, создававших картины на тему любви и смерти, а также общение с исполнителями на традиционных автограф- и фотосессиях.
Участниками деловой программы стали более тридцати делегатов из десяти стран мира – руководители крупнейших концертных залов Европы и Азии, первые лица ведущих международных концертных агентств, представители мирового и российского экспертного сообщества. Вопросы, поднятые на симпозиуме, касались развития концертного дела и академической музыки в XXI веке, обсуждались успехи и проблемы известнейших концертных залов. Важной частью симпозиума стала презентация архитектурно-художественной концепции нового Филармонического комплекса Свердловской филармонии, разработанного известнейшим архитектурным бюро Zaha Hadid Architects (Великобритания).
– Проект впечатляющий и убедительный, новый зал станет яркой инновацией для публики, они смогут взаимодействовать с пространством иначе, чем раньше, – считает Джаспер Пэрротт, сооснователь, председатель правления и генеральный директор агентства HarrisonParrott (Великобритания), – Екатеринбург обладает сложившейся культурной репутацией, особенно благодаря Евразийскому фестивалю, который сам по себе является восхитительной идеей, он собирает вместе культуры разных частей света. Я здесь впервые и надеюсь поддержать филармонию, а также город и его ожидания, и убедиться в том, что Екатеринбург стал более широко известен в моем профессиональном кругу.