В ожидании Теодора Курентзиса

17 декабря 2018
17 декабря, 2018
Главная

2 февраля в Свердловской филармонии оркестр Теодора Курентзиса исполнит музыку Чайковского. Концерт в Екатеринбурге станет частью гастрольного пути из Токио в Москву.

«Это как восхождение на гору, достижение вершины, а потом... отпускаешь страховку и прыгаешь. Этот процесс созидания и разрушения, быть может, и есть искусство». Теодор Курентзис

Поклонники склонны видеть в нем АНГЕЛА, спустившегося с небес, чтобы изменить нас. И все же Курентзис — абсолютно земной дирижер с мировым именем, обладатель многочисленных музыкальных премий и титулов.

В современных реалиях крупный дирижер не может не быть хоть немного ШОУМЕНОМ: такова суть этой профессии, в которой фигура дирижера возвышается над стоглавым оркестром и выдвинута к залу на подиуме.

Признание пришло к Курентзису отнюдь не сразу. Это знают те, кому довелось наблюдать за ним с первых лет его учебы в петербургской консерватории. И только великий Илья Мусин — «делатель главных дирижеров» — упорствовал в своей уверенности, что учит будущего ГЕНИЯ.

Если попробовать начертить график популярности дирижера, то сразу станет заметно, что кривая его в последние месяцы резко взлетела до небес: это потому, что в дело вступил «фактор Зальцбурга». Один из самых богатых, авторитетных и раскрученных фестивалей мира объявил Курентзиса ХЕДЛАЙНЕРОМ.

Фанаты объясняют успех Курентзиса по-разному. Одни – необычайным талантом, умением заражать своим музыкантским видением (и слышанием) всех окружающих — от музыкантов оркестра и публики до секретарей, продюсеров, гардеробщиков и вахтеров. Другие отмечают, что Курентзис чувствует людей и умеет их находить, умеет создать команду вокруг себя и «под себя»; а еще умеет заводить и поддерживать связи с людьми, которые готовы помочь ему в осуществлении самых дерзновенных и амбициозных проектов.

«Мои лучшие друзья - это мои бывшие враги». Т.К.

«Канонический харизматик», кажется, может даже мертвого уговорить последовать за ним на любое расстояние в любом направлении. Но принципиально важная вещь для него — не километраж, а непременная, безостановочная устремленность к центру искусства, сути, смыслу, его будущему.

Теодор Курентзис одержим будущим и абсолютно уверен в том, что будущее пластично поддается его намерениям, принимая желаемую форму, цвет и вкус: все как заказано. Рассуждая о будущем, стремясь к нему и заражая энергией коллег, партнеров и подчиненных, Курентзис умудряется менять настоящее. Как самого искусства, так и своего театра, оркестра, хора, певцов и даже публики.

«Через 100 лет мы перестанем различать, где заканчивается жизнь и начинается акт искусства. Оно будет растворяться в жизни». Т.К.

Секрет успеха дирижера — настойчивость в трудном деле преображения реальности. Ему удается преображать репертуарный пейзаж, оркестр, хор, певцов, выстраивать их творческую индивидуальность и открывать миру новых звезд. Но главное – менять публику, ее отношение к музыке и театру как к живому искусству и неотъемлемой части жизни. Он берет публику в союзники, как будто это не он один дирижирует тем лондонским Бетховеном, зальцбургским Моцартом, пермским или московским Малером, но еще немножко и мы с вами.

Ключ к исполнительскому успеху – сделать зрителя соучастником музыкального действа. Я хочу разбудить эмоциональное зрение. Убрать все преграды, стереотипы, мешающие воспринимать музыку». Т.К.


Выбрать место в зале


 

По материалам СМИ: «Петербургский театральный журнал», «Музыкальная жизнь», «The Guardian» (Великобритания), «Die Presse» (Австрия), ClassicalMusicNews, РИА Новости, ИА Информационное агентство Тасс.

Другие новости