Студия новой музыки

Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Был основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижёром Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. К организации ансамбля отчасти подтолкнул заказ Мстислава Ростроповича на создание комической оперы для фестиваля в Эвиане (Франция). Владимир Тарнопольский писал свою оперу для нового ансамбля солистов, замысел которого уже давно вынашивал. В состав коллектива вошли лучшие студенты Московской консерватории.

Ансамбль «Студия новой музыки» активно концертирует в России и за рубежом. Он стал первым и на сегодня единственным российским коллективом, приглашённым на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства. Неоднократно выступал с Шёнберг-ансамблем (Нидерланды), «Ensemble Modern» (Германия), «Klangforum Wien» (Австрия).

Ежегодно ансамбль представляет около 60 новых программ. В его репертуаре – практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы.

За 30 лет работы музыканты «Студии» впервые в России исполнили около полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и произведений в жанре нового музыкального театра. Среди заслуг коллектива – множество премьер российских авторов у нас в стране и во всём мире, а также премьеры зарубежной новой музыки в России. Благодаря деятельности «Студии» опусы отечественных композиторов, в том числе молодых, зазвучали на престижных зарубежных фестивалях и на ведущих европейских площадках: в парижском Музыкограде, концертхаусах Берлина и Вены, на нидерландском фестивале «Gaudeamus» и на «Варшавской осени».

В своих программах ансамбль неоднократно представлял ключевые сочинения, которые долгое время были скрыты за «железным занавесом». Музыканты «Студии» заново открыли для слушателя произведения многих композиторов русского авангарда начала ХХ века – Ефима Голышева, Ивана Вышнеградского, Николая Обухова, Николая Рославца, Владимира Фогеля и других. Благодаря деятельности ансамбля на концертных афишах появились имена европейских авторов второй половины ХХ и начала XXI века. Среди них – Фаусто Ромителли, Жерар Гризе, Тристан Мюрай, Хельмут Лахенман, Брайан Фернихоу, Беат Фуррер, Сальваторе Шаррино и другие.

Специально для «Студии» создавали новые опусы такие композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденёв, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Ретгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению лекций, мастер-классов и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов им. П. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая знаменитые Оксфордский, Бостонский и Гарвардский.

Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Центром им. Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и другими творческими объединениями.

«Студия новой музыки» является базовым коллективом Центра современной музыки Московской консерватории и Международного фестиваля современной музыки «Московский форум».

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!